Найти тему
Порцелиновый фан

Сервизы на форме "Киевская". Дулёво.

Можно сказать "форма Киевская", а можно сказать "фасон "Киевский", имея в виду совокупность эстетически однородных элементов всех изделий из одного набора (сервиза). В принципе, и так и эдак будет правильно.

Эх, легко было собирать информацию по художникам Фарфорового завода в городе на Неве: остались воспоминания, частью - фотографии. Выдающиеся работы тех или иных художников и скульпторов, что творили при заводе, оседали в музее завода, а в начале XXI-го века в результате многочисленных пертурбаций весь музей перешёл под крыло Эрмитажа. Сайт открыт для исследования. Размеры, года создания, авторы и пр. представлены. Да, критикую сайт Эрмитажа за накладки и ошибки - но именно в надежде на то, что они будут устранены.

С другими фарфоровыми заводами дела обстоят не так просто. Музей Дулёво есть, и очень неплохой, но сайта, где бы можно пройтись от экспоната к экспонату, узнать размеры, год создания, авторов, инв. номер и пр. - нет. То же - с Вербилками. Что остаётся в итоге? Просто картинки - без информации. А её приходится добывать "в ручном режиме": с миру по нитке, с форума по блюдечку...

Форма простая и, одновременно, узнаваемая: шар и ручки с характерными двумя набалдашниками наверху. В какой-то степени традиции эстетических стандартов, выработанных в XIX-м веке при Кузнецовых, перешли и в век XX-й. К сожалению, информации об авторе формы, а также дату создания формы, я не нашёл, но очевидно, что в 1920-е годы форма уже была создана.

В данном сервизе (см. галерею ниже) рисунок несложный - зигзаговая арабеска плюс разделённое оранжевое крытьё. Для ширпотребной посуды - даже свежо! Форма классическая "русская" - все предметы тяготеют к форме шара. Мы, в России, к подобной форме привыкли, для нас она естественна, и кажется, что во всём мире она основная, но нет: и в Европе, и в Азии превалируют другие формы - в основном, ведёрка (перевёрнутого срезанного конуса).

Ещё один сервиз на форме "Киевская", расписанный М.М. Адамовичем в Дулёво. Горчично-жёлтое крытьё и полихромный геометрический рисунок, характерный больше для раннего АР-ДЕКО. О работе М.М. Адамовича в Петрограде, конкретно - о росписи им предметов в стилистике т.н. АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА, на канале уже вышла статья (см. здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/hudojniki-gfz-adamovich-mm-18841947-6412b4f40fd23c6ac3975e68 ) . Там же были затронуты и факты биографии художника, в том числе - о его работе на заводе в Дулёво. В данном сервизе стоит клеймо после августа 1934-го года (когда появился НКМП - Народный комиссариат местной промышленности РСФСР, в ведение которого перешли все керамические предприятия республиканского значения).

Вот ещё пример росписи... В первой галерее ниже - деколью (пастух и пастушка). Интересно, что мелкий штампованный золотой узор, идущий по нерасписанной глазури - приём, не характерный для Дулёво (на основных кузнецовских заводах такой узор ставился, в основном, по крытью). А вот на провинциальных заводах, таких, как завод в Песочном (Рыбинск) и "Пролетарий" (Новгород Великий), в подобной стилистике (правда, после Войны - уже без пасторальной "пошлой" сценки, а с рисунком в виде букета) расписывали посуду вплоть до начала 1970-х гг.

Ещё несколько сервизов росписи 1930-х гг.

Сервиз "Цветы на чёрном". 1937-й-1940-й... Весьма эффектная роспись. Жаль, что сейчас ничего подобного не делают.
Сервиз "Цветы на чёрном". 1937-й-1940-й... Весьма эффектная роспись. Жаль, что сейчас ничего подобного не делают.

По-настоящему "Золотой век" формы пришёлся на послевоенное время - с конца 1940-х до конца 1950-х годов. Тогда на форме "Киевская" создаются роскошные сервизы "Барыня", "Яблоневый цвет", "..." и пр., за которыми ныне гоняются коллекционеры.

"Яблоневый цвет" на синем.
"Яблоневый цвет" на синем.

Я уже писал, что считаю завод в Дулёво самым "русским" предприятием России, и эта "русскость" соответствует национальному характеру во всей его полноте и противоречивости. Характер отчасти женский, часто попадающий под обаяние чужой эстетики, чуждых взглядов, широкий, размашистый, не знающий берегов. Уж ежели красоту показать - то такую, чтобы все ахнули и согласились: да, вот это - красота! А если от чего отказаться - то раз и навсегда. С таким размахом и с такой готовностью рубать шашкой направо и налево, предприятие в Дулёве вступило в "шестидесятые". Уйдя в МИНИМАЛИЗМ, но не отказавшись полностью от трафаретного крытья, там во второй половине 1960-х решили крышки не расписывать, чем мгновенно в эстетическом отношении удешевили внешний вид большинства сервизов, которые стали производить впечатление "недоделанных". Зато это укладывалось в общий тренд тех лет - выдавать "на гора" как можно больше продукции за единицу времени (счёт произведённых предметов в год в Дулёво шёл на миллионы!). Ширпотреб от Дулёво становился всё более "ширпотребным"... В галереях ниже представлены далеко не самые худшие росписи "шестидесятых" на форме "Киевская".

"Глухари". Как можно видеть, все цвета и общая техника соответствует сервизу, показанному в галерее выше: то же трафаретное крытьё плюс роспись чёрным и золотом (в основном - штрихами). Под крытьё для "Глухарей" в Дулёве использовали разные колеры. Были и "Глухари" на синем, были и на малиновом...
"Глухари". Как можно видеть, все цвета и общая техника соответствует сервизу, показанному в галерее выше: то же трафаретное крытьё плюс роспись чёрным и золотом (в основном - штрихами). Под крытьё для "Глухарей" в Дулёве использовали разные колеры. Были и "Глухари" на синем, были и на малиновом...

Всё, что вы видели - достойные сервизы на форме "Киевская" разных лет. Большинство же сервизов формы, выбрасываемых в разные годы в продажу - т.е. т.н. ширпотреб - это сервизы с дешёвым бледным рисунком деколью, совершенно неинтересных. Или с самой примитивной росписью, которая называлась у разных производителей "Золотая лента", "Золотой окаём" и пр.

Вот такая вот "роспись" в виде золотых окружностей по верху чайника. Ещё нюанс - сравнивая крышки, видим, что в данном случае крышка подобрана - в оригинальном виде хват у крышки вытянут.
Вот такая вот "роспись" в виде золотых окружностей по верху чайника. Ещё нюанс - сравнивая крышки, видим, что в данном случае крышка подобрана - в оригинальном виде хват у крышки вытянут.
Бледная деколь "Сирень". Неполный сервиз 1950-х гг.
Бледная деколь "Сирень". Неполный сервиз 1950-х гг.

Сервизы на данной форме производили вплоть до начала 1970-х годов (Если кто из читателей обладает более точной информацией - пусть меня поправит). В настоящее время в каталоге фирмы их уже точно нет - всё заполонили формы "Тюльпан" ("палочка-выручалочка" фирмы), "Белый лебедь", "Агат", "Гранатовый", "Голубая роза" и пр. О каждой из этих форм в будущем обязательно выйдет отдельная статья.

P.S. И - как говориться - на посошок: подарочный послевоенный сервиз, созданный почти наверняка в единственном экземпляре. Возможно, как подарок тов. Сталину к его семидесятилетию (декабрь 1949-го). Просто полюбоваться.

-20

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

Всего доброго!