Канадский писатель, археолог и антрополог по образованию, Стивен Эриксон известен в первую очередь как создатель эпического цикла тёмного фэнтези «Малазанская книга павших».
Однако у него есть и научно-фантастический роман, события которого разворачиваются в наши дни. Это история о необычном первом контакте с инопланетной цивилизацией, вмешивающейся в события на Земле.
О нём и поговорим.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
События вышедшего в 2018 году романа «Радость, словно нож у сердца», как я уже ранее написал, разворачиваются в наше время и в знакомом нам мире.
Один из главных персонажей истории — писательница Саманта Август, которую на глазах у многочисленных очевидцев похищает НЛО. Вскоре после этого все жители Земли начинают ощущать на себе последствия Вмешательства инопланетян.
Оно ярко проявилось в полной «отмене» любой формы насилия и членовредительства с помощью высокотехнологичных силовых полей: войны больше невозможны, никакое оружие не действует, даже домашнее насилие прекратилось — обидчик просто не может ударить свою жертву, а наркотики и алкоголь больше не туманят сознание.
При этом те, кто ранее голодал, стали получать еду в достатке, те, кому не хватало чистой воды, могут пить сколько душе угодно. Кроме того, инопланетяне дарят человечеству чертежи практически «вечного двигателя», который положит конец сжиганию углеводородов, а также подтягивают отстающие государства до технологического уровня сверхдержав.
Просто утопия какая-то. Правда, появляются недовольные: высокопоставленные политики, в том числе власти влиятельнейших стран мира, медиагиганты и промышленники, которые, лишившись рычагов давления, чувствуют себя беспомощными.
Кроме того, всех их раздражает выбор, сделанный пришельцами: почему Саманта Август? Почему не генсек ООН, президент США или уважаемый всеми учёный? А Саманта в это время, находясь на корабле пришельцев, общается с их искусственным интеллектом, который предлагает писательнице стать их глашатаем.
Непрямые контакты третьей степени
Очевидно, что поклонники фантастики сперва вспомнят «Конец детства». Однако между книгами есть ряд серьёзных отличий.
Если касаться сюжета, то в романе Кларка Кареллен сперва «познакомился» со всеми землянами, а уже после, изложив свои планы, выбрал для переговоров фермера Рикки Стормгрена. У Эриксона пришельцы ни в какие контакты не вступают (кроме как с Самантой Август), они игнорируют человечество, молча меняя характер отношений между людьми и обстановку на планете, никто никого ни к чему не готовит.
Что касается структуры, то роман Эриксона похож на лоскутное одеяло. И в этом, как мне кажется, его основное достоинство и главный минус.
В книге множество персонажей разной степени важности, каждый из которых по-своему реагирует на Вмешательство. Эриксон таким образом попытался представить широкую картину болезненного «исправления» человечества.
При этом сами «эко-коммунисты» из далёкого космоса хоть и не появляются в книге напрямую, ощущаются полноценными участниками событий, что реализовано Эриксоном не только через беседы Саманты с Адамом, но и через само Вмешательство. Ведь они исправляют именно то, что по мнению межзвёздной цивилизации действительно важно, направляя таким образом людей в нужное русло. Из событий вокруг самых разных персонажей и складывается общая картина.
Сама книга очень неспешная, большей частью, кажется, состоящая из диалогов. Однако, как мне кажется, из-за частой смены персонажей появляется необходимая динамика. Таким образом Эриксон может затрагивать вопросы войны и насилия, климатических изменений, миграции, антикапитализма и проч. связанных с этим проблем.
Однако смущает выборка. Эриксон попробовал показать процесс Вмешательства с разных сторон, то, как он воспринимается в разных уголках мира, однако полноценно он показывает лишь США и Канаду. Я могу понять, почему его больше интересуют именно эти страны: будучи канадцем, он переживает за свою страну, ему также небезынтересна ситуация у крупного соседа. Это абсолютно нормально.
Но при этом фантаст пренебрежительно мало пишет о Китае и России, которые, к слову, заявлены в списке действующих лиц, которыми традиционно предваряются романы Эриксона. Про Европу я вообще молчу, её как будто и нет.
Можно было бы объяснить это попыткой сломать устоявшийся троп о том, что инопланетяне непременно нападут/высадятся/захватят какой-то крупный регион, страну «первого мира» и проч. Показывая Африку или Ближний Восток, Эриксон действительно меняет перспективу, позволяя обратить внимание читателей на обстоятельства и события, которые волнуют эти регионы и которые в англо-американской фантастике упоминаются нечасто. Но это противоречит тому, что огромное значение в книге всё же отдаётся двум западным странам, а остальные чуть мелькают, чтобы затеряться среди страниц.
При этом стоит отметить ещё один минус: что Россия, что Китай, хоть и показаны мало, но изображены с клюквой, как будто лишь для демонстрации наивных стереотипов и без глубоких художественных целей. Да и вообще отрицательные персонажи (которые, безусловно, есть в книге во всех странах) получились какими-то ну уж очень карикатурными. Оттого их раскаяние в финале выглядит притянутым за уши.
На мой взгляд, ситуацию спасло бы расширение истории, где подробнее описывалось происходящее во всём мире. Тогда бы история могла получиться сбалансированнее, а авторский подход к слому клише заиграл бы по-новому. А любую клюкву можно было бы представить через призму восприятия персонажей, а не через авторскую оценку.
Но это, повторюсь, только мои мысли. Как сделано, так сделано.
Из забавного: кажется, что Эриксон видит утопическое будущее человечества похожим на Объединённую федерацию планет из «Звёздного пути». К слову, в книге полно отсылок и к другим научно-фантастическим историям о первом контакте, персонажи не живут в культурно-историческом вакууме или альтернативной вселенной. Также в в романе упоминаются коллеги Эриксона по писательскому ремеслу, а Роберт Сойер («Золотое руно», «Квантовая ночь») даже удостаивается пары проникновенных реплик.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что впечатления от книги Эриксона у меня двоякие. С одной стороны мне понравилась задумка с первым контактом, который пошёл не так, как нас приучили научно-фантастические фильмы.
По словам автора, он хотел обратиться к научно-фантастическому клише о пришельцах, ведущих переговоры исключительно с сильными мира сего — президентами, военными, спецагентами и проч., когда ничего не происходит без их участия. По мнению писателя, эта условность приводит к тому, что в художественных произведениях внеземные цивилизации, сколь угодно отличающиеся от нас, по какой-то причине должны принимать земные авторитеты. А что если люди со своими взглядами и устоями их вообще не интересуют? Звучит очень любопытно.
С другой стороны, мне не понравились однобокость и уж очень простенький финал с нравоучениями.
Как бы то ни было, «Радость, словно нож у сердца» — одна из тех книг, читать которые сложно, но не потому что плохо сделано, а потому что автор затрагивает действительно важные и болезненные вопросы, словно задевая открытую рану.
От некоторых тем просто так не отмахнёшься, считает Эриксон. Чтобы выйти за пределы планеты, за границы системы, придётся вырасти над собой, людям действительно есть ещё что улучшить, есть ещё что починить и исправить. Нужно сперва дома порядок навести, а потом хоть на Венеру, на Марс, к спутникам газовых гигантов и дальше. Но мы не безнадёжны.
Впечатления неоднозначные. Однозначно, «Малазан» мне понравился больше. Но это и совсем непохожие произведения.
Канадская экспансия
Интересно, что, помимо вышеупомянутого Сойера, на «Сай-фай ревью» появлялись и другие канадские фантасты.
Например, американо-канадский писатель, «отец киберпанка» Уильям Гибсон, известный самым каноничным произведением жанра, а также современным НФ-романом, лёгшим в основу популярного сериала, и эссе на острые и не очень темы.
А для конкурса статей о книге, которую можно порекомендовать другу, я подготовил небольшой отзыв о замечательном романе Роберта Чарльза Уилсона. Также на «Сай-фай ревью» можно найти отзыв о другом его любопытном произведении, которое исследует возможности человечества в наблюдении за инопланетянами.
К сожалению, на канале, как обнаружилось, постыдно мало материалов о работах Питера Уоттса (хотя с него начался этот блог), автора горячо любимой мною «Ложной слепоты», а также ряда других мощных произведений, включая глубоководную фантастику «Морские звёзды» и историю о революции на корабле, разворачивающуюся в течение миллионов лет.