«Золотое руно» — прекрасный образец качественной научной фантастики из 90-х. Дебютный роман канадского фантаста Роберта Сойера заслуженно собрал несколько наград, в том числе «Аврору».
К сожалению, у нас книга вроде официально не издавалась, и часть поклонников фантастики могла пройти мимо. Попробуем это исправить.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Золотое руно
Космический корабль «Арго» стремительно уносит 10 тысяч колонистов к планете Колхида в десятках световых лет от Земли. События же книги стартуют спустя два субъективных года, когда искусственный интеллект корабля Ясон убивает женщину-астрофизика Диану.
История в книге в основном рассказана от лица ИИ, который пытается скрыть последствия (и причины) своих действий от экипажа «Арго», особенно бывшего мужа убитой Аарона.
На мой взгляд, Сойеру отлично удалось уместить в небольшой книге несколько интересных идей и ярких образов.
Писатель погружает нас не только в душевное состояние и историю психологических травм Аарона, окружение которого считает, будто Диана покончила с собой из-за его измен, но и рассказывает о полёте на корабле с двигателем Бассарда, об оцифровке человеческого сознания, о расшифровке инопланетного послания, об интересном ИскИне и проч.
Однако в объёме можно усмотреть и минус: несмотря на то, что на «Арго» находятся 10 тысяч человек, «Золотое руно» — камерная история, в центре которой личность Аарона и его ближайшего окружения, будто остальных людей глобальные события практически не затрагивают. Но это субъективное впечатление.
Роман отсылает не только к древнегреческой мифологии, что очевидно из названия, но и к классике НФ. Так, например, Ясон явно отсылает читателей к образу HAL 9000 из шедевра Артура Кларка «2001: Космическая одиссея» и его продолжений. Как и HAL 9000, Ясон должен скрывать настоящие цели полёта, из-за чего решается на ужасное преступление.
Концовка «Золотого руна» получилась неожиданной, и, на мой вкус, намного лучше финала «Квантовой ночи» (ссылка ниже), которая вышла 26 лет спустя, когда Сойер стал уже известным и опытным автором.
При этом, по словам фантаста, финал книги располагает к продолжению — в духе «Свидания с Рамой» того же Артура Кларка — пусть так и не было задумано специально: то есть Сойер добавил «приятный поворот в конце, который позволил бы читателю написать продолжение» в собственном воображении.
Тем не менее Сойер действительно задумывался о продолжении «Золотого руна» после получения высоких оценок, в том числе от автора «Игры Эндера» Орсона Скотта Карда, но передумал. Он переосмыслил проект, который в итоге стал романом «Смертельный эксперимент», принесшим Сойеру «Небьюлу» и «Аврору».
К слому, не могу не отметить некоторые параллели между «Золотым руном» и «Вознесением» (ссылка внизу), чувствуется, что создатели сериала читали Сойера и вдохновлялись им. Но лучше уж сделали бы полноценную экранизацию.
P.S. На русский «Золотое руно» (как и другие книги Сойера) успел перевести Владислав Слободян. Переводы лежат в Сети, однако надеюсь, что как и в случае с «Квантовой ночью», когда-нибудь дебютную книгу канадского фантаста полноценно издадут на русском.