На счету американо-канадского фантаста Уильяма Гибсона несколько романов и рассказов, но известен он, в первую очередь, как автор "Нейроманта" (1984) — ключевого произведения киберпанка. Эта книга заложила основы жанра, сформировав новое видение будущего с характерными образами, ориентирами и языком.
Несмотря на то, что многое из того, что описывалось в "Нейроманте", уже точно не сбудется, влияние Гибсона на культуру и его "футурологические прогнозы" сложно переоценить. Но сегодня не об этом.
После выхода сборника рассказов "Сожжение Хром" (оттуда "Джонни-мнемоник", кстати) и трилогии "Киберпространство" ("Нейромант","Граф Ноль" и "Мона Лиза Овердрайв") к киберпанку Гибсон не возвращался. По сути, всё что выходило после или выходит сейчас в этом жанре, можно смело называть посткиберпанком ("Лавина" Нила Стивенсона, "Призрак в доспехах", "Матрица" и проч.).
Сам же Гибсон, пытаясь отделаться от ярлыка "киберпанка", пишет новые романы, и в последнем из вышедших — "Периферийные устройства" (The Peripheral, 2014) — он вновь рисует незавидный образ будущего.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
У книги очень плотное вступление, которое может оттолкнуть неискушенных. От чтения Гибсона получаешь кайф, когда понимаешь что происходит, потому я попробую немножко раскрыть завязку сюжета, но без обламывающих спойлеров. Если же вы заходитесь криком и с пеной на губах ругаетесь на авторов текстов просто при упоминании имён, то можете пропустить главу "Будущее, которое никогда не наступит".
Будущее, которое никогда не наступит
В "Периферийных устройствах", если быть точным, не одно будущее время, а два.
Первое — недалеко от нашего, где главная героиня из американской глубинки Флинн Фишер работает в салоне 3D-печати. Еле сводя концы с концами, она живёт с больной матерью и братом Бёртоном, ветераном гаптических войн. Гаптика у Гибсона — симуляция виртуальной реальности с помощью тактильных интерфейсов.
Однажды Бёртон просит Флинн подменить его в несложной подработке, так как ему нужно уехать из города. Работа непыльная: потестить игру в виртуальной реальности, где, управляя дроном, предстоит отгонять маленькие беспилотники от небоскрёба. Больше ничего, платят хорошо. Флинн соглашается, и Бёртон с друзьями уезжает. Во время "поездки" его на несколько дней задерживает полиция за драку с религиозными фанатиками. Флинн ничего не остаётся, как продолжить заменять брата.
Сперва всё идёт как по маслу, ничего сложного в работе нет, как и обещал Бёртон. Но на второй день Флинн видит на балконе небоскрёба мужчину и девушку. Подглядывая за ними, Флинн становится свидетельницей странной сцены. На девушку набрасывается рой наноботов, когда её запирают на балконе. Она падает с огромной высоты, но её тело успевает раствориться в воздухе.
После возвращения брата с Флинн выходят на связь его работодатели: вместо Колумбии, как говорилось ранее, они общаются с ней из будущего, которое для неё никогда не наступит. И именно в этом времени девушка стала свидетельницей жестокого убийства.
В будущем, которое опережает мир Флинн и Бёртона на несколько десятков лет, произошла череда катастроф, из-за которых большая часть человечества погибла. Оставшиеся сказочно богатые люди продолжают жить полной и максимально интересной жизнью, часто самыми странными способами борясь со скукой.
Один из них, живущий в Лондоне начала XXII века потомок богатого русского рода Лев Зубов узнаёт про сервер, который может связывать их время с прошлым — "до джекпота", как они говорят.
Проблема в том, что самый первый контакт с прошлым мгновенно меняет течение его истории. То есть мир, с которым связались континуумисты, никогда не станет таким, как их. Однако сервер и современные технологии обеспечивают "срез" возможностью передавать информацию. Так Лев и его друзья и коллеги используют возможности прошлого.
К примеру, один из них, Уилф Недертон, нанял брата Флинн охранять высотку от папарацци. Однако он не предполагал, что может случиться убийство.
После визита полиции и с поддержкой Льва ему предстоит уговорить Флинн переселить своё сознание в робота-аватара — перифераль, чтобы на поминках погибшей девушки опознать убийцу.
Проблема в том, что во времени Флинн кто-то начинает на неё охоту.
Дизайн будущего
Сперва в "Периферийных устройствах" Гибсон предполагает, что нас ждёт в ближайшем будущем, делая упор на развитии 3D-печати и распространении фабов ("фаблаб" от fabrication laboratory — небольших мастерских, где каждый может изготовить по собственному проекту любое устройство, DIY для всех).
Также Гибсон обращает внимание на беспилотники. Развитие дронов в последние годы просто поражает: из неповоротливых военных машин и детских игрушек БПЛА превратились в востребованный и, самое главное, доступный инструмент. Их применяют для инспектирования строений, фото- и видеосъёмки, наблюдения. Активно развивается спорт. При этом, энтузиаст может собрать квадрокоптер на коленке из доступных материалов.
Экстраполируя развитие технологий нашего времени, Гибсон по-своему предсказывает появление ассемблеров — наноботов, работающих на молекулярном уровне. С их помощью строят дома, распыляют врагов и собирают лекарства на заказ.
Искусство в будущем также развивается: акционисты устраивают новые перформансы, продолжая превращать себя в художественный объект. Поэтому на страницах "Периферийных устройств" мы встретим, например, художницу, которая украшает своё тело с головы до ног татуировками, а потом с неё снимают кожу и продают.
Неопримитивисты будущего ради из каких-то собственных представлений об устройстве мира решают жить на мусорных островах, поклоняться тому, что находят на свалке, и отказываться от достижений прогресса, в том числе вакцинации, подвергая свои жизни смертельной опасности.
Развитие нейроинтерфейсов и гаптики в романе даёт возможность людям будущего переселять своё сознание в аватар удалённого присутствия — перифераль, причём не обязательно похожую на человека.
Подвижные тату с животными, которые прячутся на интимных местах, если их хозяин встречает незнакомца. Или функциональный Pupula duplex — двойной зрачок, который в наше время считается считается редким заболеванием (смотреть фото не рекомендую).
Благодаря ассемблерам люди будущего могут позволить себе многое, однако скука богачей практически уничтоженного мира толкает их на заигрывание с пространственно-временным континуумом. Это и становится краеугольным камнем сюжета.
Будущее серии
Гибсон любит трилогии ("Киберпространство", "Трилогия моста" или "Трилогия Синего муравья"), поэтому стоит ждать два продолжения "Периферийных устройств".
В сентябре 2019 года выходит "сиквел-приквел" "Периферийных устройств" — роман "Агентство", действия в котором будут разворачиваться в постапокалиптическом XXII веке и альтернативном 2017 году, где выборы президента США выиграла Хиллари Клинтон. Главная героиня романа Верити Джейн будет тестировать секретное программное обеспечение для одного стартапа из Кремниевой долины.
О переводе на русский пока ничего не известно.
Также сообщалось, что Amazon экранизирует "Периферийные устройства". Адаптировать книгу под сериал будут Джонатан Нолан и Лиза Джой, подарившие нам "Мир Дикого Запада" — невероятно крутой и захватывающий сериал про ковбоев, роботов и искусственный интеллект.
"Периферийные устройства" — непростой роман. Гибсон не разжёвывает с первых строк устройство своего мира читателю. Резкий, местами грубый язык, фактурные образы, а также понятные технологии, чьи "зачатки" мы уже видим, позволяют погрузиться с головой в созданную писателем вселенную.
Иногда становится страшно за будущее, ведь "Периферийные устройства" — роман о том, что мы пока ещё можем что-то изменить, а будущее нашей планеты пока ещё в наших руках.
С нетерпением жду продолжение, чтобы вновь вернуться в этот странный, вырывающий из зоны комфорта, но такой насыщенный и нереально правдоподобный мир будущего, которого никогда не будет.
Вот по этой ссылке можно заценить завязку романа Гибсона и, если не сможете оторваться, приобрести в электронном виде.