Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

"Периферийные устройства": новое видение будущего от отца киберпанка

Оглавление

На счету американо-канадского фантаста Уильяма Гибсона несколько романов и рассказов, но известен он, в первую очередь, как автор "Нейроманта" (1984) — ключевого произведения киберпанка. Эта книга заложила основы жанра, сформировав новое видение будущего с характерными образами, ориентирами и языком.

Несмотря на то, что многое из того, что описывалось в "Нейроманте", уже точно не сбудется, влияние Гибсона на культуру и его "футурологические прогнозы" сложно переоценить. Но сегодня не об этом.

Минималистичная обложка "Периферийных устройств".
Минималистичная обложка "Периферийных устройств".

После выхода сборника рассказов "Сожжение Хром" (оттуда "Джонни-мнемоник", кстати) и трилогии "Киберпространство" ("Нейромант","Граф Ноль" и "Мона Лиза Овердрайв") к киберпанку Гибсон не возвращался. По сути, всё что выходило после или выходит сейчас в этом жанре, можно смело называть посткиберпанком ("Лавина" Нила Стивенсона, "Призрак в доспехах", "Матрица" и проч.).

Сам же Гибсон, пытаясь отделаться от ярлыка "киберпанка", пишет новые романы, и в последнем из вышедших — "Периферийные устройства" (The Peripheral, 2014) — он вновь рисует незавидный образ будущего.

Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

У книги очень плотное вступление, которое может оттолкнуть неискушенных. От чтения Гибсона получаешь кайф, когда понимаешь что происходит, потому я попробую немножко раскрыть завязку сюжета, но без обламывающих спойлеров. Если же вы заходитесь криком и с пеной на губах ругаетесь на авторов текстов просто при упоминании имён, то можете пропустить главу "Будущее, которое никогда не наступит".

Будущее, которое никогда не наступит

В "Периферийных устройствах", если быть точным, не одно будущее время, а два.

Первое — недалеко от нашего, где главная героиня из американской глубинки Флинн Фишер работает в салоне 3D-печати. Еле сводя концы с концами, она живёт с больной матерью и братом Бёртоном, ветераном гаптических войн. Гаптика у Гибсона — симуляция виртуальной реальности с помощью тактильных интерфейсов.

Однажды Бёртон просит Флинн подменить его в несложной подработке, так как ему нужно уехать из города. Работа непыльная: потестить игру в виртуальной реальности, где, управляя дроном, предстоит отгонять маленькие беспилотники от небоскрёба. Больше ничего, платят хорошо. Флинн соглашается, и Бёртон с друзьями уезжает. Во время "поездки" его на несколько дней задерживает полиция за драку с религиозными фанатиками. Флинн ничего не остаётся, как продолжить заменять брата.

Сперва всё идёт как по маслу, ничего сложного в работе нет, как и обещал Бёртон. Но на второй день Флинн видит на балконе небоскрёба мужчину и девушку. Подглядывая за ними, Флинн становится свидетельницей странной сцены. На девушку набрасывается рой наноботов, когда её запирают на балконе. Она падает с огромной высоты, но её тело успевает раствориться в воздухе.

После возвращения брата с Флинн выходят на связь его работодатели: вместо Колумбии, как говорилось ранее, они общаются с ней из будущего, которое для неё никогда не наступит. И именно в этом времени девушка стала свидетельницей жестокого убийства.

В будущем, которое опережает мир Флинн и Бёртона на несколько десятков лет, произошла череда катастроф, из-за которых большая часть человечества погибла. Оставшиеся сказочно богатые люди продолжают жить полной и максимально интересной жизнью, часто самыми странными способами борясь со скукой.

Один из них, живущий в Лондоне начала XXII века потомок богатого русского рода Лев Зубов узнаёт про сервер, который может связывать их время с прошлым — "до джекпота", как они говорят.

Проблема в том, что самый первый контакт с прошлым мгновенно меняет течение его истории. То есть мир, с которым связались континуумисты, никогда не станет таким, как их. Однако сервер и современные технологии обеспечивают "срез" возможностью передавать информацию. Так Лев и его друзья и коллеги используют возможности прошлого.

Современный октокоптер.
Современный октокоптер.

К примеру, один из них, Уилф Недертон, нанял брата Флинн охранять высотку от папарацци. Однако он не предполагал, что может случиться убийство.

После визита полиции и с поддержкой Льва ему предстоит уговорить Флинн переселить своё сознание в робота-аватара — перифераль, чтобы на поминках погибшей девушки опознать убийцу.

Проблема в том, что во времени Флинн кто-то начинает на неё охоту.

Дизайн будущего

Сперва в "Периферийных устройствах" Гибсон предполагает, что нас ждёт в ближайшем будущем, делая упор на развитии 3D-печати и распространении фабов ("фаблаб" от fabrication laboratory — небольших мастерских, где каждый может изготовить по собственному проекту любое устройство, DIY для всех).

Также Гибсон обращает внимание на беспилотники. Развитие дронов в последние годы просто поражает: из неповоротливых военных машин и детских игрушек БПЛА превратились в востребованный и, самое главное, доступный инструмент. Их применяют для инспектирования строений, фото- и видеосъёмки, наблюдения. Активно развивается спорт. При этом, энтузиаст может собрать квадрокоптер на коленке из доступных материалов.

Экстраполируя развитие технологий нашего времени, Гибсон по-своему предсказывает появление ассемблеров — наноботов, работающих на молекулярном уровне. С их помощью строят дома, распыляют врагов и собирают лекарства на заказ.

Искусство в будущем также развивается: акционисты устраивают новые перформансы, продолжая превращать себя в художественный объект. Поэтому на страницах "Периферийных устройств" мы встретим, например, художницу, которая украшает своё тело с головы до ног татуировками, а потом с неё снимают кожу и продают.

Неопримитивисты будущего ради из каких-то собственных представлений об устройстве мира решают жить на мусорных островах, поклоняться тому, что находят на свалке, и отказываться от достижений прогресса, в том числе вакцинации, подвергая свои жизни смертельной опасности.

Развитие нейроинтерфейсов и гаптики в романе даёт возможность людям будущего переселять своё сознание в аватар удалённого присутствия — перифераль, причём не обязательно похожую на человека.

Подвижные тату с животными, которые прячутся на интимных местах, если их хозяин встречает незнакомца. Или функциональный Pupula duplex — двойной зрачок, который в наше время считается считается редким заболеванием (смотреть фото не рекомендую).

Благодаря ассемблерам люди будущего могут позволить себе многое, однако скука богачей практически уничтоженного мира толкает их на заигрывание с пространственно-временным континуумом. Это и становится краеугольным камнем сюжета.

Будущее серии

Гибсон любит трилогии ("Киберпространство", "Трилогия моста" или "Трилогия Синего муравья"), поэтому стоит ждать два продолжения "Периферийных устройств".

В сентябре 2019 года выходит "сиквел-приквел" "Периферийных устройств" — роман "Агентство", действия в котором будут разворачиваться в постапокалиптическом XXII веке и альтернативном 2017 году, где выборы президента США выиграла Хиллари Клинтон. Главная героиня романа Верити Джейн будет тестировать секретное программное обеспечение для одного стартапа из Кремниевой долины.

Обложка романа "Агентство".
Обложка романа "Агентство".

О переводе на русский пока ничего не известно.

Также сообщалось, что Amazon экранизирует "Периферийные устройства". Адаптировать книгу под сериал будут Джонатан Нолан и Лиза Джой, подарившие нам "Мир Дикого Запада" — невероятно крутой и захватывающий сериал про ковбоев, роботов и искусственный интеллект.

"Периферийные устройства" — непростой роман. Гибсон не разжёвывает с первых строк устройство своего мира читателю. Резкий, местами грубый язык, фактурные образы, а также понятные технологии, чьи "зачатки" мы уже видим, позволяют погрузиться с головой в созданную писателем вселенную.

Иногда становится страшно за будущее, ведь "Периферийные устройства" — роман о том, что мы пока ещё можем что-то изменить, а будущее нашей планеты пока ещё в наших руках.

С нетерпением жду продолжение, чтобы вновь вернуться в этот странный, вырывающий из зоны комфорта, но такой насыщенный и нереально правдоподобный мир будущего, которого никогда не будет.

Вот по этой ссылке можно заценить завязку романа Гибсона и, если не сможете оторваться, приобрести в электронном виде.