Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

Киберпанк, который мы заслужили: "Нейромант" как жанрообразующий канон

Оглавление

В 1984 году свет увидел роман "Нейромант" (иногда встречается перевод "Нейромантик"), написанный американо-канадским фантастом Уильямом Гибсоном.

"Нейромант" — жанрообразующее произведение киберпанка. Что делает его каноничным и почему книгу стоит читать даже сейчас, когда никакого киберпанка уже нет и не может быть? Попробую рассказать кратко и без жутких спойлеров.

Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Ковбой киберпространства

Некогда успешный хакер-одиночка Кейс влачит жалкую жизнь наркомана в трущобах футуристического японского региона Тиба. Его "карьера" пошла под откос, когда Кейс решил надуть своих боссов, прикарманив для перепродажи информацию.

Josan Gonzalez.
Josan Gonzalez.

Узнав об этом, обманутые наниматели ввели ему в организм особый токсин, из-за которого Кейс больше не мог подключаться к киберпространству.

Но в жизнь Кейса, полную тяжёлых наркотиков, насилия и бандитизма врывается Молли — аугментированная по самый небалуй девушка-бодигард, уличный самурай. Её прислал Армитидж — загадочный и влиятельный наниматель, который обещает восстановить подорванное здоровье Кейса в обмен на ряд услуг.

Вновь получив доступ к киберпространству, Кейс становится частью команды, готовясь к самому необычному заданию в своей "карьере" — взлому систем безопасности искусственного интеллекта "Зимнее Безмолвие", который принадлежит влиятельнейшей семье планеты и крупнейшей транснациональной корпорации...

High tech — low life

Рамки киберпанка очень размыты. Иногда к нему причисляют даже фантаста Филипа Дика, который умер ещё до появления самого слова "киберпанк". Иногда относят и работы, которые выходят сейчас, так как они отвечают всем внешним признакам, по которым мы идентифицируем это направление.

До "Нейроманта" у Гибсона вышел сборник рассказов "Сожжение Хром" (1982), действие которых происходит в той же литературной вселенной: мы можем встретить те же фантастические элементы (киберпространство, лёд) и героев (Молли, Финн).

Многие из текстов так или иначе отражали эстетику киберпанка и использовали его основные изобразительно-выразительные приёмы, особенно "Осколки голографической розы", "Сожжение Хром" и, конечно, "Джонни-мнемоник". Однако настоящим прорывом для жанра стал именно "Нейромант", удостоившийся множества престижных премий.

Несмотря на то, что одновременно с Гибсоном творили и другие признанные "отцы" киберпанка (Брюс Стерлинг, Руди Рюкер), а в 1982 году вышел "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, "подаривший" новому направлению визуальное оформление, именно показанный в "Нейроманте" мир "зацементировался" как каноничный образ киберпанк-вселенной.

Постиндустиральная дистопия, маргинальные антигерои, могущественные транснациональные корпорации, продвинутый искусственный интеллект, ковбои киберпространства, технофетишизм, виртуальный мир и матрица, настроение нуара, а также грубая лексика, жаргонизмы в сочетании с научно-технологической терминологией — всё это объединилось в романе Гибсона.

"Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал", — с этих характерных строк начинается "Нейромант".

Обложка бразильского издания "Нейроманта".
Обложка бразильского издания "Нейроманта".

Лаконично киберпанк описывает фраза "High tech — low life" ("Высокие технологии — низкий уровень жизни"). Киберпанк — яркий пример образа упадка человеческой культуры и краха гуманизма при бурном развитии технологий. Гибсон представил, как технологии меняют мир не где-то далеко, в космосе, на других планетах, а вот уже здесь и сейчас, на улице.

Стоит понимать, что в первую очередь киберпанк — это определённое настроение. А подробное описание технологий помогают его передавать, достигая постмодернистского сюрреализма через образ технологичного будущего.

Многое из того, что выпукло появилось в киберпанке, уже так или иначе было в литературе и кино. Но именно в романе Гибсона всё это слилось в забористый коктейль, приправленный напряжённым сюжетом, представив особенную атмосферу и цельную, понятную концепцию гипертрофированно футуристического мира, которой и прониклись читатели.

Сложно переоценить влияние "Нейроманта" на жанр и на фантастику вообще. Гибсон затронул множество важных в будущем тем и сюжетов, например, виртуальную реальность. А отсылки и заимствования из книги можно найти во многих научно-фантастических произведениях, которые появились позже.

Ярким примером выступает трилогия сестёр Вачовски "Матрица". Из "Нейроманта" перекочевали в фильмы образы главных героев (хакер-одиночка и вооружённая девушка в обтягивающей чёрной одежде и непроницаемых очках), община растафариан из романа и последний город человечества Зион в фильме, а также само слово "матрица" в контексте информационных технологий.

Другим показательным примером будет вселенная настольной игры Shadowrun, в которой сосуществуют киберпанк Гибсона и фэнтезийные элементы (что вызвало в своё время "отвращение" у писателя). Здесь хакеры называются декерами как и в романе (от "дека" — устройство для подключения к киберпространтству), они взламывают лёд (системы защиты), а в "забегах" им помогают уличные самураи.

Без "Нейроманта" невозможно представить Deus Ex, System Shock или "Призрак в доспехах", а также поздний (пост)киберпанк (например, "Лавину" Нила Стивенсона).

Josan Gonzalez.
Josan Gonzalez.

Примечательно, что Гибсон полностью написал "Нейроманта" на печатной машинке, а за технической справкой обращался к Стерлингу.

Кому стоит прочесть "Нейроманта"

  • поклонникам киберпанка, которые по непонятной мне причине ещё не знакомы с книгой Гибсона;
  • тем, кому немного поднадоела "классическая" фантастика и хочется попробовать чего-то необычного;
  • любителям остросюжетных сай-фай историй;
  • тем, кого привлекает эстетика фильмов "Бегущий по лезвию", "Матрица", "Нирвана" и "Тринадцатый этаж" или видеоигр Deus Ex, Shadowrun, System Shock, Snatcher, Remember Me, а Cyberpunk 2077 ждут как Новый год.

"Нейромант" — знаковое произведение, не оставляющее равнодушным не только поклонников киберпанка и фантастики вообще, увлекающее закрученной историей и живым образным языком.

P.S. Вот тут можно прочесть подробнее о романе «Периферийные устройства», другом знаковом произведении Гибсона, по которому сняли не самый плохой сериал.