В 1984 году свет увидел роман "Нейромант" (иногда встречается перевод "Нейромантик"), написанный американо-канадским фантастом Уильямом Гибсоном.
"Нейромант" — жанрообразующее произведение киберпанка. Что делает его каноничным и почему книгу стоит читать даже сейчас, когда никакого киберпанка уже нет и не может быть? Попробую рассказать кратко и без жутких спойлеров.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Ковбой киберпространства
Некогда успешный хакер-одиночка Кейс влачит жалкую жизнь наркомана в трущобах футуристического японского региона Тиба. Его "карьера" пошла под откос, когда Кейс решил надуть своих боссов, прикарманив для перепродажи информацию.
Узнав об этом, обманутые наниматели ввели ему в организм особый токсин, из-за которого Кейс больше не мог подключаться к киберпространству.
Но в жизнь Кейса, полную тяжёлых наркотиков, насилия и бандитизма врывается Молли — аугментированная по самый небалуй девушка-бодигард, уличный самурай. Её прислал Армитидж — загадочный и влиятельный наниматель, который обещает восстановить подорванное здоровье Кейса в обмен на ряд услуг.
Вновь получив доступ к киберпространству, Кейс становится частью команды, готовясь к самому необычному заданию в своей "карьере" — взлому систем безопасности искусственного интеллекта "Зимнее Безмолвие", который принадлежит влиятельнейшей семье планеты и крупнейшей транснациональной корпорации...
High tech — low life
Рамки киберпанка очень размыты. Иногда к нему причисляют даже фантаста Филипа Дика, который умер ещё до появления самого слова "киберпанк". Иногда относят и работы, которые выходят сейчас, так как они отвечают всем внешним признакам, по которым мы идентифицируем это направление.
До "Нейроманта" у Гибсона вышел сборник рассказов "Сожжение Хром" (1982), действие которых происходит в той же литературной вселенной: мы можем встретить те же фантастические элементы (киберпространство, лёд) и героев (Молли, Финн).
Многие из текстов так или иначе отражали эстетику киберпанка и использовали его основные изобразительно-выразительные приёмы, особенно "Осколки голографической розы", "Сожжение Хром" и, конечно, "Джонни-мнемоник". Однако настоящим прорывом для жанра стал именно "Нейромант", удостоившийся множества престижных премий.
Несмотря на то, что одновременно с Гибсоном творили и другие признанные "отцы" киберпанка (Брюс Стерлинг, Руди Рюкер), а в 1982 году вышел "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, "подаривший" новому направлению визуальное оформление, именно показанный в "Нейроманте" мир "зацементировался" как каноничный образ киберпанк-вселенной.
Постиндустиральная дистопия, маргинальные антигерои, могущественные транснациональные корпорации, продвинутый искусственный интеллект, ковбои киберпространства, технофетишизм, виртуальный мир и матрица, настроение нуара, а также грубая лексика, жаргонизмы в сочетании с научно-технологической терминологией — всё это объединилось в романе Гибсона.
"Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал", — с этих характерных строк начинается "Нейромант".
Лаконично киберпанк описывает фраза "High tech — low life" ("Высокие технологии — низкий уровень жизни"). Киберпанк — яркий пример образа упадка человеческой культуры и краха гуманизма при бурном развитии технологий. Гибсон представил, как технологии меняют мир не где-то далеко, в космосе, на других планетах, а вот уже здесь и сейчас, на улице.
Стоит понимать, что в первую очередь киберпанк — это определённое настроение. А подробное описание технологий помогают его передавать, достигая постмодернистского сюрреализма через образ технологичного будущего.
Многое из того, что выпукло появилось в киберпанке, уже так или иначе было в литературе и кино. Но именно в романе Гибсона всё это слилось в забористый коктейль, приправленный напряжённым сюжетом, представив особенную атмосферу и цельную, понятную концепцию гипертрофированно футуристического мира, которой и прониклись читатели.
Сложно переоценить влияние "Нейроманта" на жанр и на фантастику вообще. Гибсон затронул множество важных в будущем тем и сюжетов, например, виртуальную реальность. А отсылки и заимствования из книги можно найти во многих научно-фантастических произведениях, которые появились позже.
Ярким примером выступает трилогия сестёр Вачовски "Матрица". Из "Нейроманта" перекочевали в фильмы образы главных героев (хакер-одиночка и вооружённая девушка в обтягивающей чёрной одежде и непроницаемых очках), община растафариан из романа и последний город человечества Зион в фильме, а также само слово "матрица" в контексте информационных технологий.
Другим показательным примером будет вселенная настольной игры Shadowrun, в которой сосуществуют киберпанк Гибсона и фэнтезийные элементы (что вызвало в своё время "отвращение" у писателя). Здесь хакеры называются декерами как и в романе (от "дека" — устройство для подключения к киберпространтству), они взламывают лёд (системы защиты), а в "забегах" им помогают уличные самураи.
Без "Нейроманта" невозможно представить Deus Ex, System Shock или "Призрак в доспехах", а также поздний (пост)киберпанк (например, "Лавину" Нила Стивенсона).
Примечательно, что Гибсон полностью написал "Нейроманта" на печатной машинке, а за технической справкой обращался к Стерлингу.
Кому стоит прочесть "Нейроманта"
- поклонникам киберпанка, которые по непонятной мне причине ещё не знакомы с книгой Гибсона;
- тем, кому немного поднадоела "классическая" фантастика и хочется попробовать чего-то необычного;
- любителям остросюжетных сай-фай историй;
- тем, кого привлекает эстетика фильмов "Бегущий по лезвию", "Матрица", "Нирвана" и "Тринадцатый этаж" или видеоигр Deus Ex, Shadowrun, System Shock, Snatcher, Remember Me, а Cyberpunk 2077 ждут как Новый год.
"Нейромант" — знаковое произведение, не оставляющее равнодушным не только поклонников киберпанка и фантастики вообще, увлекающее закрученной историей и живым образным языком.
P.S. Вот тут можно прочесть подробнее о романе «Периферийные устройства», другом знаковом произведении Гибсона, по которому сняли не самый плохой сериал.