Главный мастер света и тени - это Караваджо.
Есть и другие, они не менее грандиозны, но Микельанджело Меризи был первым. Как он переламывал грань света и тени! Так в то время не делал никто. Вот тут мрак, а вот тут уже солнечное утро…
В детстве, в гостях у бабушки, в деревне я наблюдал, как ранним утром из окна четким столбом льется солнечный свет. Зрелище это меня, маленького, завораживало. Тогда я ещё не знал о живописи почти ничего, а сейчас, увидев подобное, мозг сразу сгенерирует: "Караваджо".
Впервые оказавшись в Эрмитаже, будучи четырнадцати лет, я увидел "Лютниста". Единственное полотно великого живописца в России и единственное для меня в этом музее. В Эрмитаже много картин, но для меня тогда существовал только он.
Он был ключом ко всем остальным. Пока не насмотрюсь, не напитаюсь этим светом, к другим не пойду. Так было много лет. Так и сейчас. Многие попадают под очарование этой великой картины. В какой-то момент я уже не мог выносить эту муку и нашёл выход. Сделал копию по репродукции и повесил у себя в комнате. Впрочем копия звучит слишком гордо. Караваджо неповторим и неподражаем.
Он прожил на белом свете всего 38 лет.
Но и их хватило, чтобы всколыхнуть застоявшуюся в догматах и религиозных ступорах всю европейскую живопись. Он имел буйный характер и это буйство передалось в его искусство.
Караваджо тоже писал ветхо- и новозаветные сюжеты, но как он это делал!
На роль Мадонны он брал уличных блудниц, на роли пророков и апостолов - бродяг и пьяниц.
Получались образы с особым характером и внутренним надрывом.
Это видели зрители и знали церковники, которые не всегда разделяли такой подход художника. Признавая, впрочем, огромный талант и мощную харизму Караваджо.
Вся его жизнь была, как захватывающий роман: стычки, поединки, убийства, погони, путешествия, любовные приключения...
Диву даёшься, когда он успевал ещё и картины писать? Сто пять полотен кисти мастера разбросаны по музеям и коллекциям всего мира. Вполне возможно, что он написал гораздо больше, но до нас дошло именно столько. Войны, грабежи, пожары и просто людское невежество лишило нас огромного количества мировых шедевров. Так было всегда. И нынешняя эпоха ничем не лучше.
Сто пять картин - много это или мало?
Для кого-то мало, а для кого-то и одного "Лютниста" достаточно. Достаточно, чтобы получить стойкую прививку к искусству.
P.S. Друзья, кто проникся настроением, ставьте лайки и подписывайтесь. Приглашаю всех! Разговоры о художниках каждые четыре дня.