Не секрет, что при трудоустройстве существует дискриминация по возрасту кандидата, половому признаку, состоянию здоровья и прочим независящим от кандидатов признакам. На этом список приведенными примерами не исчерпывается, и в этой статье я бы хотел поговорить о таком не очевидном явлении, как дискриминация по внешности в сфере труда. Здесь не будет рассуждений о том, плохо это или хорошо, я всего лишь хочу привести пару интересных исследований на эту тему и рассказать об итогах, которые вас поразят.
1) Симпатичным людям перезванивают чаще после собеседований
В 2010 в Аргентине был проведен эксперимент - исследователи сгенерировали 2540 фиктивных резюме трех типов:
- с фотографией кандидата с привлекательным лицом,
- с фотографией кандидата с непривлекательным лицом
- без фотографии.
Аргентина в этом плане отличная площадка для исследования, так как на протяжении десятилетий там принято прикреплять свое фото в анкету при трудоустройстве. В качестве вакансий рассматривались такие позиции, как: административно-управленческий персонал, продажи, секретари, ресепшионисты, а также прочие должности, не требующие больших навыков (уборщики, клерки, технический персонал).
Для каждой анкеты был сгенерирован примерно похожий уровень образования и профессионального опыта.
Ну и, наконец, для создания фотографий было выбрано 100 добровольцев, предварительно давших согласие (50 мужчин и 50 женщин) в возрасте от 20 до 30 лет. Каждую фотографию человека с помощью программы "смешивали" со случайной фотографией другого человека, таким образом из одного лица создавалось 25 новых лиц несуществующих людей.
Затем, каждое такое несуществующее лицо также с помощью программы видоизменяли - меняли расстояние между глазами и расстояние между глазами и ртом.
Получилось примерно одинаковое число анкет с привлекательными и непривлекательными лицами, в зависимости от этих двух важных параметров.
Затем, отправляли эти анкеты по электронной почте и фиксировали количество звонков от работодателей и время рассмотрения резюме. Получилось вот что:
- Количество встречных звонков от работодателя для привлекательных людей получилось больше в среднем на 30 процентов. Работодатели при найме сотрудников часто неосознанно делают выбор в пользу более привлекательных соискателей, даже если уровень образования и опыта одинаковый.
- Привлекательные мужчины и женщины получали примерно одинаковую прибавку к вероятности обратной связи от работодателя. Неважно, мужчина или женщина откликается на вакансию, внешняя составляющая важна одинаково для обоих полов.
- работодатели выходили на связь не только чаще на анкеты с красивыми лицами, но и быстрее.
Выходит, при отклике на вакансии привлекательным людям выгоднее прикреплять свою фотографию, так как шанс на то, что работодатель свяжется с вами повторно, повышается примерно на 30 процентов. Непривлекательным людям же, не стоит этого делать, лучше будет вообще не прикреплять фото. Остается открытым вопрос, как определить, в какой группе нахожусь я и насколько хороша моя фотография, но это уже тема для отдельной статьи.
2) Более привлекательные люди в среднем зарабатывают больше.
Другое исследование, проведенное показало, что уровень прибавки в доходе (т.н "Премия за красоту") сильно разнится между странами. Премия за красоту больше всего выражена в Европе (Германия) и Китае.
В разных странах показатель такой премии между мужчинами и женщинами также разнится, но в целом он примерно одинаков для обоих полов.
Однако, было выявлено, что по сравнению с человеком средней наружности, непривлекательные мужчины в среднем "штрафуются" за свой внешний вид больше, чем женщины, и это наблюдается для всех стран.
Разница в зарплатах больше всего прослеживается в таких профессиях, как официанты, шеф-повара, а также для управляющих, административных должностей (менеджер, секретарь) и продавцов-консультантов.
Разумно сделать вывод, что если ваш профессиональный путь связан с вышеупомянутыми позициями, есть смысл инвестировать во внешность, это со временем определенно окупится.
С чем же связана такая разница в реакции работодателей?
Неужели, более привлекательные люди демонстрируют на практике более высокие результаты во всех областях?
Насколько мне известно, не таких исследований, которые подтвердили бы это.
Однако, есть корреляция с soft-skills человека (навыки общения, уверенность, харизма) с внешностью.
Начиная с детского и подросткового возраста, привлекательные дети получают больше внимания, лучше социализируются, чаще участвуют в общественных мероприятиях, что вносит свой вклад в развитие этих навыков.
Помимо этого, есть отрасли, где одна только внешность сотрудников напрямую может влиять на доход компании.
Фитнес тренер со спортивным телосложением подарит спортзалу больше купленных абонементов, милая официантка - больше напитков, а стройный и привлекательный продавец одежды в фирменном магазине - больше костюмов.
Некоторые работодатели делают такой выбор осознанно, зная маркетинговые особенности рынка, а некоторые, я думаю, и не подозревают о том, что дискриминируют менее привлекательных кандидатов.
В некоторых странах уже применяются меры по недопущению дискриминации по внешности, росту, весу и т.д.
Наблюдали ли вы у себя на работе описанные эффекты?
Использованные статьи и фото: