Инициаторы и авторы ЕГЭ были уверены, что создание ЕГЭ, которое требовало больших капитала вложений, будет способствовать решению целого ряда государственных задач:
1. Повышению качества школьного образования.
2. Создание в России единой шкалы оценки работы учителя.
3. Сокращение репетиторства в России.
4. Создание в России единой шкалы оценки знаний выпускника школы.
5. Дать шанс выпускнику провинциальной школы поступить в престижный вуз.
Справилось ли ЕГЭ с поставленными задачами? Реализованный около 20 лет назад и постоянно совершенствующийся ЕГЭ первые четыре задачи не решил. Да и задача 5 решена лишь частично – в самые престижные вузы помимо ЕГЭ нужно сдавать дополнительный вступительный экзамен, названный ДВИ. Остановимся подробнее на основных особенностях действующего ЕГЭ по математике вместе с их негативными последствиями.
1. Деление ЕГЭ по математике на базовый и профильный, произошедшее в 2015 году, не только узаконивает отказ от единой шкалы оценки знаний выпускника школы. Деление экзамена привело к нелепому и вредному делении математики на базовую и профильную. В результате учитель в школе поставлен перед дилеммой: базовой или профильной математике он должен учить?
2. Базовая математика – это для тех, кто не собирается после школы иметь дело с математикой. А если через месяц или год после окончания школы математика ему понадобится?
3. Профильная математика – это для тех, кто собирается после школы иметь дело с математикой.
4. 18 заданий (в 2022 году) профильного математического ЕГЭ делятся на две части: базовую (11 заданий) и усложнённую (7 заданий).
5. Задания базовой части отличаются от заданий в советских школьных учебниках математики. Акцент сделан не на проверке математических знаний, а на умении словесную задачу описать математическим языком. К сожалению, не многие учителя делают такой акцент на уроках, а экзамен для этого не лучшее место. На экзамене многословие ограничивает число заданий, что не способствует проверки математических знаний и существенно увеличивает длительность ЕГЭ.
6. Усложнённые задания в ЕГЭ по математике являются основной причиной деления ЕГЭ на базовый и профильный.
7. Усложнённая часть, для подавляющего числа выпускников, при отсутствии специальной подготовки, непосильна. Она осталась бы непосильной и после специальной подготовки, поскольку процент математически одарённых людей мал. Именно по этой причине, авторы ЕГЭ предусмотрительно предоставили школьникам «палочку-выручалочку». А именно, за год до экзамена официально сообщаются все 7 типов усложнённых заданий и рассылаются их образцы. И теперь родитель, чей ребёнок не блещет математической одарённостью, считает своей обязанностью нанять репетитора, который должен натаскать ребёнка на решении хотя бы 3 из 7 типов заданий.
8. Усложнённая часть профильного математического ЕГЭ представляет собой специфическую математику (в математической среде, получившая термин вступительная математика), знание которой для изучения курса высшей математики не требуется и знание которой вовсе не означает, что школьник готов к обучению в вузе.
8. Если до введения ЕГЭ для успешной сдачи вступительного экзамена в вуз репетитор должен был подготовить школьника к любому типу заданий, т.е. обучить его всему курсу школьной математики, то с введением ЕГЭ работа репетитора стала ограничена рамками требуемого балла и типами соответствующих этому баллу заданий, что привело к многократному росту числа репетиторов. По требованию родителей государство было вынуждено разрешить тратить материнский капитал на оплату репетиторов. В настоящее время результаты ЕГЭ определяют рейтинг репетиторов на сайтах образовательных услуг.
9. Очень часто молодой человек, получивший благодаря репетитору высокие баллы ЕГЭ и поступивший в вуз, внезапно обнаруживает, во-первых, что его школьная база знаний недостаточна, а во-вторых, что он не готов к самообучению. Хорошо, если он заберёт документы и пойдёт на завод или в армию. Плохо, если он продолжит привычное сотрудничество с репетитором, делая с его помощью контрольные, курсовые и диплом!
10. Считается, что усложнённые задания в ЕГЭ необходимы для отбора креативно мыслящих личностей. А как на практике обстоит дело? К сожалению, если школьник решит усложнённое задание ЕГЭ оригинальным способом, то, как правило, он получит заниженную оценку, в то время как на олимпиаде он бы получил за оригинальное решение наивысшую оценку. Обусловлено это тем, что решения олимпиадных заданий проверяют сами авторы этих заданий, способные по достоинству оценить оригинальное решение. Проверку же усложнённого задания ЕГЭ осуществляет не автор этого задания, а учитель местной школы, сверяющий выполненное школьником решение с выданным ему из центра типовым решением и понижающий балл за отклонение от образца.
11. Слишком большая продолжительность письменного экзамена по математике приводит к умственной, психологической и физической усталости школьника, что проявляется наличием описок и случайных ошибок, понижающих балл экзаменуемого, а тем самым и достоверность результата ЕГЭ.
12. Считается, что профильный ЕГЭ был введён для того, чтобы по его результату молодой человек мог попасть в престижные вузы на престижные специальности. Как обстоит дело в действительности? Оказалось, сотни выпускников получают 100 баллов и тысячи 99 баллов, т.е. ЕГЭ не смог их расставить по ранжиру. А это означает, что поставленную задачу: определить лучших из лучших – он не решил.
13. 4-часовая продолжительность ЕГЭ по математике обусловлена неиспользованием в процессе экзамена информационных технологий. Считается, что ЕГЭ – это детище информационных технологий. В действительности это совсем не так. Информационные технологии обеспечивают логистику экзаменационных бланков, а к самому процессу экзамена они отношения не имеют.
14. Бланковый характер ЕГЭ в заметной степени оценивает помимо знаний школьника его психологическую устойчивость, аккуратность, разборчивость почерка, количество опечаток. Например, запятую, поставленную в ответе не в отдельную клетку, сканер трактует, как неверное решение.
15. В действующем ЕГЭ очень хитрая формула оценки в виде таблицы перевода первичных баллов в итоговые, которая каждый год корректируется. Например, если в 2021 за 11 первичных баллов давалось 56 итоговых, то в 2022 году за те же 11 баллов давали уже 64 балла. После таких «уточнений» судить о качестве школьного математического образования по динамике итоговых баллов ЕГЭ становится, мягко говоря, невозможно.
16. Утверждённые министерством просвещения типы заданий ЕГЭ, а затем оценка работы школ по результатам решения школьниками этих типов заданий ЕГЭ, приводит к концентрации усилий как учителей, так и школьников на решении типовых задач ЕГЭ в ущерб освоения всего курса школьной математики, что не может способствовать росту качества школьного образования.
Пронумерованные выше особенности и негативные последствия ЕГЭ тесно взаимосвязаны и образуют логически стройную систему, которую никакие усовершенствования не исправят.