Одним из важных и необходимых этапов урока открытия новых знаний является самостоятельная работа учащихся, которая проводится с целью первичной проверки успешности понимания учениками изученной темы.
В идеале такая самостоятельная работа должна проводиться на каждом уроке после изучения и первичного закрепления темы и занимать не более 5 минут. Проверку работы можно организовать разными способами. Это может сделать учитель, сам ученик или одноклассник.
Отметки за такие самостоятельные работы можно не выставлять или выставлять по усмотрению учителя только в тетрадь, реже - в журнал. Однако проводить небольшие срезы знаний в конце каждого урока необходимо как для учеников, так и для учителя. Это нужно в первую очередь для оценки результативности урока и планирования следующего занятия.
Как это можно сделать? Есть много видов и способов такого контроля.
Фронтальный опрос
Самый простой и быстрый, но не всегда эффективный и объективный - это фронтальный опрос, в ходе которого учитель задает ученикам вопросы по теме, а они отвечают. В ходе такого опроса учитель может получить лишь поверхностное представление о том, насколько хорошо ученики усвоили материал, так как нет возможности спросить каждого. Разновидностями фронтального опроса являются викторина и блиц-опрос.
Задание с подвохом
Учитель дает несколько утверждений, среди которых есть правильные и ошибочные. Ученикам надо выбрать только верные. Разновидности такого задания: “Данетка”, “Верю – не верю”, “Две правды – одна ложь” и т.д. Проводить эту работу можно в виде игры (устно или письменно).
Письменные ответы на вопросы
Учитель заранее пишет на доске или на карточках вопросы по теме урока, на которые ученики в течение 3-5 минут дают краткие ответы. Этот вид проверки даст учителю более объективную картину, однако таким образом можно проверить усвоение только теоретического материала.
Перфокарты
Это, можно сказать, “дедовский” способ, но верный. Можно использовать старые добрые перфокарты, если они, конечно, у вас есть. Перфокарты - это прародитель современных электронных тестов. Это специальные карточки с ячейками в количестве от 12 до 20 с дырочками, в которые ученики вписывают плюсы и минусы. Учитель дает задание (например, отметить слова, в которых пишется две буквы “н”), затем диктует или демонстрирует на доске (слайде) слова, а ученики ставят плюсы или минусы.
Для более современных и продвинутых учителей, работающих в школах, которые хорошо оснащены технически, можно использовать различные сервисы, в которых можно создавать онлайн-опросы.
Тестирование
В качестве самостоятельной работы можно дать тест с выбором ответа одного из нескольких, нескольких из нескольких или установлением соответствия.
Диктант
Классический, традиционный способ проверки знаний. Это может быть обычный диктант, когда учитель читает небольшой текст, а ученики его записывают, или диктант выборочный, диктант распределительный, для всех тем он подходит и требует более долгой проверки.
Списывание
Можно предложить ученикам списать текст (предложения, словосочетания, слова), при этом вставляя буквы или расставляя знаки препинания. Можно дать выборочное или творческое списывание, списывание с группировкой или с грамматическим заданием.
Итак, как мы убедились, способов провести самостоятельную работу в конце урока масса, однако все они требуют от учителя отдельной подготовки, подбора материала, выбора формы, оформления карточек, организации проверки.
Летучки
Мы решили облегчить вам работу и уже сейчас готовим сборники самостоятельных работ к следующему учебному году. Эти сборники мы назвали “Летучки”. В них содержатся разные виды заданий по каждой теме урока, которые представлены в двух равнозначных вариантах и позволяют быстро и удобно провести проверку знаний.
Вам достаточно будет только распечатать задания на класс и выделить на уроке 3-5 минут времени для самостоятельной работы. Задания выполняются учениками прямо в распечатанных карточках: не надо ничего переписывать в тетради. Ко всем заданиям даны ответы, по которым учитель может быстро проверить работы сам или предложить их ребятам в виде эталона для само- или взаимопроверки.
Сейчас полным ходом идет работа над “Летучками” для 5 класса. В ближайшие пару недель мы планируем его выпустить.
Ждите, скоро все будет. А пока пара карточек для примера по ссылке.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.