До самой своей смерти 7 октября 1944 г. в результате досадной авиакатастрофы, Гельмут Лент оставался лучшим асом ночной истребительной авиации Люфтваффе. Он первым среди немецких ночных истребителей был награжден Дубовыми Листьями, потом Мечами, а затем и Бриллиантами к своему Рыцарскому Кресту.
Гельмут Лент родился 13 июня 1918 года в городе Пирен, провинция Ландсберг, земля Варта/Ноймарк, ныне территория Польши. Отец его был лютеранским священником, который хотел, чтобы его третий сын тоже стал священником, как и его братья и деды. Однако Лент-младший решил связать свою судьбу с небом, и 1 апреля 1936 года поступил на службу в Люфтваффе в одном из юнкерских чинов.
В период 1936-1938 годов Лент проходил обучение управлению летательными аппаратами, во время аннексии Чехословакии в 1937-м уже выполнял самостоятельные патрульные полеты на боевых машинах. Знаменательный день наступил для будущего аса 1 июля 1938 года, когда Лент в чине лейтенанта был зачислен в 3-ю группу 132-й истребительной эскадры Люфтваффе «Рихтхофен» (3./ZC 76).
В этом подразделении Гельмут Лент начал летать на двухмоторном истребителе «Мессершмитт» Bf-110, а с началом войны приступил к настоящей боевой работе. Так, 2 сентября 1939 года он на своем двухмоторном «Мессершмитте» сбил над Лодзью польский легкий истребитель PZP P.11, а через два дня его жертвой стал PZL.37 «Лось» из бригады бомбардировщиков.
18 декабря 1939 года над Гельголандом Лент сбил два английских бомбардировщика Виккерс-Армстронг «Веллингтон» Mk.IA из 9-го и 147-го дивизионов RAF.
Весной 1940 года будущий ас участвовал в Норвежской кампании. Во время воздушного боя над Осло Лент сбил норвежский истребитель Gloster «Гладиатор» Mk.I. Затем Лент свалил еще один истребитель такого же типа. 9 апреля он сбил летающую лодку Short «Сандерленд» Mk.I из 210-го дивизиона RAF, но в тот же день совершил жесткую вынужденную посадку на территории Норвегии из-за недостатка горючего. Впрочем, он быстро вернулся в свою часть и продолжил боевую работу.
Так, 27 мая1940 года над Бордо он сбил очередной «Гладиатор» из 263-го дивизиона RAF, а 2 июня над пригородами Нарвика Лент одержал победу опять-таки над «Гладиатором» 263-го дивизиона.
7 октября 1940 года Гельмут Лент стал командиром 6./NJG I - одной из эскадрилий подразделения ночной истребительной авиации Люфтваффе, воевавших на переоборудованных Bf-110. Первое время Лент не мог освоить способы ведения ночного боя, и командир NJG I майор Вольфганг Фальк даже намеревался перевести его обратно в часть дневных истребителей-бомбардировщиков. Однако ночью с 11 на 12 мая 1941 года Гельмуту Ленту наконец-то удалось сбить сразу два «Веллингтона», а в июне – еще 5 самолетов, в том числе два четырехмоторных бомбардировщика «Стирлинг».
30 августа 1941 года Гельмут Лент получил Рыцарский Крест, а 1 ноября стал командиром II./NJG 2. которая в тот момент находилась в стадии перевооружения на новейшие ночные истребители Do-215B-5.
Следующий, 1942 год стал необычайно успешным для Лента – за этот год он одержал 56 воздушных побед над британскими ночными бомбардировщиками.
18 января 1943 года Лент стал первым летчиком ночной истребительной авиации, перешагнувшим рубеж в 50 сбитых самолетов в ночных условиях. 24 мая он записал на свой боевой счет 60-й английский самолет. В воздушном бою ночью с 3 на 4 октября того же года он был легко ранен в левую руку. Интересно, что Лент был первым из всех немецких «ночников», кто сбил ночную версию английского истребителя-бомбардировщика «Москито», и произошло это событие ранним утром 21 апреля 1943 года
Гельмут Лент считался создателем тактики ведения ночного боя, которая получила название «Zahne Sau» («зубастая свинья»). Тактика заключалась в постоянном преследовании бомбардировщиков противника над целью, причем израсходовав боеприпасы, пилот возвращался на аэродром, пополнял боезапас, при необходимости дозаправлялся и вновь возвращался в бой.
Лент был многократно награжден: 6 июня 1942 года – Дубовыми листьями к своему Рыцарскому Кресту, а 2 августа 1943-го – и Мечами к нему. Когда Лент сбил свой 100-й самолет, его, первым среди летчиков ночной истребительной авиации, наградили Бриллиантовым Крестом, и случилось это событие 31 июля 1944 года.
5 октября 1944 года Гельмут Лент был тяжело ранен во время вынужденной посадки на аэродром в Нордборхене. Во время дневного испытательного полета на его Ju-88C-6 вышел из строя один из двигателей. Чтобы спасти очень ценную радиолокационную аппаратуру, ас решил садиться на одном моторе, что, в принципе, особых трудностей не представляло. Но на подлете к аэродрому его самолет, снесенный порывом ветра, зацепился за высоковольтную линию и разбился. Все остальные члены экипажа погибли, а сам Лент скончался от полученных травм в госпитале через два дня – 7 октября.
Гельмут Лент за свою боевую карьеру совершил 507 боевых вылетов, сбил 113 самолетов, 105 из них были сбиты им ночью, в том числе 65 четырехмоторных бомбардировщиков «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер».
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Вернер Мёльдерс – лучший ас Люфтваффе на момент своей дурацкой гибели в конце 1941 года
Асы Гитлера, воевавшие на истребителе Focke-Wulf 190, и результаты, ими достигнутые