Найти тему
Военно-технический сундук

Гельмут Лент – лучший ас ночной истребительной авиации Люфтваффе, самый успешный борец с «Москито» и «Ланкастерами»

До самой своей смерти 7 октября 1944 г. в результате досадной авиакатастрофы, Гельмут Лент оставался лучшим асом ночной истребительной авиации Люфтваффе. Он первым среди немецких ночных истребителей был награжден Дубовыми Листьями, потом Мечами, а затем и Бриллиантами к своему Рыцарскому Кресту.

Ночной бой Do-215 с британскими "Веллингтонами"
Ночной бой Do-215 с британскими "Веллингтонами"

Гельмут Лент родился 13 июня 1918 года в городе Пирен, провинция Ландсберг, земля Варта/Ноймарк, ныне территория Польши. Отец его был лютеранским священником, который хотел, чтобы его третий сын тоже стал священником, как и его братья и деды. Однако Лент-младший решил связать свою судьбу с небом, и 1 апреля 1936 года поступил на службу в Люфтваффе в одном из юнкерских чинов.

Одно из немногих цветных фото Гельмута Лента
Одно из немногих цветных фото Гельмута Лента

В период 1936-1938 годов Лент проходил обучение управлению летательными аппаратами, во время аннексии Чехословакии в 1937-м уже выполнял самостоятельные патрульные полеты на боевых машинах. Знаменательный день наступил для будущего аса 1 июля 1938 года, когда Лент в чине лейтенанта был зачислен в 3-ю группу 132-й истребительной эскадры Люфтваффе «Рихтхофен» (3./ZC 76).

Польша, 1939 год, Лент - в центре
Польша, 1939 год, Лент - в центре

В этом подразделении Гельмут Лент начал летать на двухмоторном истребителе «Мессершмитт» Bf-110, а с началом войны приступил к настоящей боевой работе. Так, 2 сентября 1939 года он на своем двухмоторном «Мессершмитте» сбил над Лодзью польский легкий истребитель PZP P.11, а через два дня его жертвой стал PZL.37 «Лось» из бригады бомбардировщиков.

18 декабря 1939 года над Гельголандом Лент сбил два английских бомбардировщика Виккерс-Армстронг «Веллингтон» Mk.IA из 9-го и 147-го дивизионов RAF.

Гельмут Лент в кабине своего Bf-110 во время технического обслуживания перед пробными стрельбами из бортового оружия
Гельмут Лент в кабине своего Bf-110 во время технического обслуживания перед пробными стрельбами из бортового оружия

Весной 1940 года будущий ас участвовал в Норвежской кампании. Во время воздушного боя над Осло Лент сбил норвежский истребитель Gloster «Гладиатор» Mk.I. Затем Лент свалил еще один истребитель такого же типа. 9 апреля он сбил летающую лодку Short «Сандерленд» Mk.I из 210-го дивизиона RAF, но в тот же день совершил жесткую вынужденную посадку на территории Норвегии из-за недостатка горючего. Впрочем, он быстро вернулся в свою часть и продолжил боевую работу.

Так, 27 мая1940 года над Бордо он сбил очередной «Гладиатор» из 263-го дивизиона RAF, а 2 июня над пригородами Нарвика Лент одержал победу опять-таки над «Гладиатором» 263-го дивизиона.

Пилоты I./ ZG 76 встречают Адольфа Гитлера после польской кампании. С пластырем на лбу - Гельмут Лент
Пилоты I./ ZG 76 встречают Адольфа Гитлера после польской кампании. С пластырем на лбу - Гельмут Лент

7 октября 1940 года Гельмут Лент стал командиром 6./NJG I - одной из эскадрилий подразделения ночной истребительной авиации Люфтваффе, воевавших на переоборудованных Bf-110. Первое время Лент не мог освоить способы ведения ночного боя, и командир NJG I майор Вольфганг Фальк даже намеревался перевести его обратно в часть дневных истребителей-бомбардировщиков. Однако ночью с 11 на 12 мая 1941 года Гельмуту Ленту наконец-то удалось сбить сразу два «Веллингтона», а в июне – еще 5 самолетов, в том числе два четырехмоторных бомбардировщика «Стирлинг».

Норвежский Глостер "Гладиатор" с бортовым номером 427, сбитый Гельмутом Лентом 9 апреля 1940 г.
Норвежский Глостер "Гладиатор" с бортовым номером 427, сбитый Гельмутом Лентом 9 апреля 1940 г.

30 августа 1941 года Гельмут Лент получил Рыцарский Крест, а 1 ноября стал командиром II./NJG 2. которая в тот момент находилась в стадии перевооружения на новейшие ночные истребители Do-215B-5.

Следующий, 1942 год стал необычайно успешным для Лента – за этот год он одержал 56 воздушных побед над британскими ночными бомбардировщиками.

9 апреля 1940 г. Ленту пришлось совершить вынужденную посадку в пригороде Осло во время его захвата вермахтом. Над местом крушения пролетает самолет Junkers Ju 52/3m
9 апреля 1940 г. Ленту пришлось совершить вынужденную посадку в пригороде Осло во время его захвата вермахтом. Над местом крушения пролетает самолет Junkers Ju 52/3m

18 января 1943 года Лент стал первым летчиком ночной истребительной авиации, перешагнувшим рубеж в 50 сбитых самолетов в ночных условиях. 24 мая он записал на свой боевой счет 60-й английский самолет. В воздушном бою ночью с 3 на 4 октября того же года он был легко ранен в левую руку. Интересно, что Лент был первым из всех немецких «ночников», кто сбил ночную версию английского истребителя-бомбардировщика «Москито», и произошло это событие ранним утром 21 апреля 1943 года

Так выглядел истребитель Гельмута Лента Messerschmitt Bf 110G4 Zerstorer на базе в Бельгии, 1943 г.
Так выглядел истребитель Гельмута Лента Messerschmitt Bf 110G4 Zerstorer на базе в Бельгии, 1943 г.

Гельмут Лент считался создателем тактики ведения ночного боя, которая получила название «Zahne Sau» («зубастая свинья»). Тактика заключалась в постоянном преследовании бомбардировщиков противника над целью, причем израсходовав боеприпасы, пилот возвращался на аэродром, пополнял боезапас, при необходимости дозаправлялся и вновь возвращался в бой.

Разные окраски истребителя Do215B-5 командира II/NJG2 гауптмана Гельмута Лента. Авиабаза Гилце-Рийен, ноябрь 1941 г.
Разные окраски истребителя Do215B-5 командира II/NJG2 гауптмана Гельмута Лента. Авиабаза Гилце-Рийен, ноябрь 1941 г.

Лент был многократно награжден: 6 июня 1942 года – Дубовыми листьями к своему Рыцарскому Кресту, а 2 августа 1943-го – и Мечами к нему. Когда Лент сбил свой 100-й самолет, его, первым среди летчиков ночной истребительной авиации, наградили Бриллиантовым Крестом, и случилось это событие 31 июля 1944 года.

Летчик-ас подполковник Гельмут Лент с женой Еленой (в девичестве - Сенокосниковой, родилась в Москве в 1914 г.) и первой дочерью Кристиной, июнь 1944 г. Вторая дочь Лента - Хельма, родилась 6 октября, за день до смерти своего отца.
Летчик-ас подполковник Гельмут Лент с женой Еленой (в девичестве - Сенокосниковой, родилась в Москве в 1914 г.) и первой дочерью Кристиной, июнь 1944 г. Вторая дочь Лента - Хельма, родилась 6 октября, за день до смерти своего отца.

5 октября 1944 года Гельмут Лент был тяжело ранен во время вынужденной посадки на аэродром в Нордборхене. Во время дневного испытательного полета на его Ju-88C-6 вышел из строя один из двигателей. Чтобы спасти очень ценную радиолокационную аппаратуру, ас решил садиться на одном моторе, что, в принципе, особых трудностей не представляло. Но на подлете к аэродрому его самолет, снесенный порывом ветра, зацепился за высоковольтную линию и разбился. Все остальные члены экипажа погибли, а сам Лент скончался от полученных травм в госпитале через два дня – 7 октября.

Герман Геринг выступает на похоронах Гельмута Лента в октябре 1944 года.
Герман Геринг выступает на похоронах Гельмута Лента в октябре 1944 года.

Гельмут Лент за свою боевую карьеру совершил 507 боевых вылетов, сбил 113 самолетов, 105 из них были сбиты им ночью, в том числе 65 четырехмоторных бомбардировщиков «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер».

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Герман Граф – ас №9 в Люфтваффе с личным счетом в 212 самолетов противника, из них 202 – на Восточном фронте

Вернер Мёльдерс – лучший ас Люфтваффе на момент своей дурацкой гибели в конце 1941 года

«Лучший ас в мире» Эрих Хартманн наврал себе 352 победы, а Иван Кожедуб наврать не смог, отсюда и разница в результатах

Асы Гитлера, воевавшие на истребителе Focke-Wulf 190, и результаты, ими достигнутые