За три года своей боевой карьеры известный гитлеровский ас-истребитель Вернер Мёльдерс успел поучаствовать в трёх войнах и сбить 115 вражеских самолетов. На момент свой гибели в банальной авиакатастрофе 22 ноября 1941 года в Польше этот специалист по воздушным боям числился самым результативным асом Люфтваффе и был полным кавалерам ордера Рыцарского креста, причем бриллианты к нему он получил первым из всех номинантов.
Известный гитлеровский летчик-ас Вернер Мёльдерс родился 19 марта 1913 года в городе Гельзенкирхен, что на западе Германии, недалеко от границы с Голландией. Отец его, Виктор Мёльдерс, был учителем, но в 1914-м призван был на фронт как офицер запаса, а в начале 1915-го погиб под Верденом.
У Вернера Мёльдерса было два брата и сестра, младший брат – Виктор Мёльдерс, впоследствии пошел по стопам брата и тоже стал летчиком-истребителем.
В апреле 1931 года, незадолго до прихода Гитлера к власти, Вернер Мёльдерс пошел служить во 2-й пехотный полк в Ольштыне (Алленштайн). Позже он окончил войсковую школу в Дрездене и был направлен в саперную школу в Мюнхене. 3 ноября 1934 года фельдфебель Мёльдерс был переведен в авиашколу в Коттбусе, затем учился в Kampffigerschule в Тутове и Jagdfligerschule в Шляйссенхайме. Произведенный в лейтенанты, служил в авиационной группе «Шверин», которая в дальнейшем была развернута в полк пикирующих бомбардировщиков (StG «Иммельман»).
В апреле 1936 года кадровый летчик Вернер Мёльдерс (уже оберлейтенант) перешел в JG 134, а в марте 1937 года стал командиром I./JG 334 в Висбадене. Летал на самолетах He 51 и Ar 68.
Год спустя Мёльдерса направили в Испанию, где он служил в должности командира 3./J легиона «Кондор». Первое время Мёльдерс летал на He 51, а затем пересел на Bf 109 D-1. В Испании новоиспеченный ас сбил 14 самолетов республиканских ВВС. Это было лучшее достижение среди всех немецких летчиков, воевавших в этой стране.
Вот документированный список сбитых Мёльдерсом в Испании республиканских самолетов:
15 и 17 июня 1938-го он сбил два И-15.
19 июня – один И-16.
19 июля – еще один И-16.
23 июля – один бомбардировщик СБ-1.
9 сентября – один И-16
И потом с 13 сентября по 3 ноября 1938 года – еще 8 И-16 (13, 23 сентября, 10, 15 (дважды) и 31 (тоже дважды) октября и 3 ноября.
После Испании оберлейтенант Вернер Мёльдерс стал командиром 3./JG 53 в Висбадене. Во время «странной войны» 1939-1940 гг. он сражался в небе Западного фронта, и за этот период сбил несколько французских и английских самолетов.
Уже 8 сентября 1939 года жертвой Мёльдерса стал «Кертисс» H-75 A-2 из GC II/4, пилотируемый старшим сержантом Робертом Крушаном. Во время боя Bf 109 E-3 Мёльдерса был подбит и совершил жесткую вынужденную посадку, правда, пилот почти не пострадал.
20 сентября того же года в 14:50 около Мерцига Мёльдерс одержал победу над «Кертиссом» H-75 A-1 из GC II/5 (пилот Роже Кегине).
1 октября Мёльдерса произвели в капитаны, и он стал командиром III./JG 53
Уже 30 октября Мёльдерс сбил самолет Бристоль «Бленхейм» Mk I из 18-го дивизиона RAF (летчик – оберлейтенант А. А. Дильно, бортовой номер - L6694). Английский самолет рухнул на землю в районе Клюссерата под Мозелем.
22 декабря 1939 года к западу от Саарбрюккена очередной жертвой немецкого аса стал Хаукер «Харрикейн» Mk I (L 1967) из 73-го дивизиона RAF, который пилотировал сержант Дж. Вильсон.
3 марта 1940 года над Диденхофеном Мёльдерс одержал победу над «Мораном-Солнье» MS 406 C-1 из CG II/3.
2 апреля в 11:25 капитан Вернер Мёльдерс над Сен-Авольдом сбил самолет «Харрикейн» Mk I из 1-го дивизиона RAF (лейтенант К. Д. Пальмер).
20 апреля Мёльдерсом был сбит «Кертисс» H-75 A-2 из GC II/4 (№ 136), пилотом которого был капрал Крушан.
И, наконец, три дня спустя, 23 апреля 1940 года, ас на свой счет записал еще один «Харрикейн» (№ 2391) с пилотом сержантом К. Н. С. Кемпбеллом на борту, 73-й дивизион RAF.
Итак, капитан Вернер Мёльдерс в 1939-1940 гг., во время «странной войны», стал одним из наиболее результативных летчиков-истребителей. Лучше его в тот период показал результат только Ханнес Гентцен, сбивший в Польше 8 самолетов, и еще 2 - на Западном фронте, сражаясь в рядах JGr 102 и I./ZG 2.
Во время французской компании Мёльдерс быстро увеличил свой боевой счет. Уже в первые дни боев он сбил два самолета. 21 мая 1940 года он поразил сразу три «Морана» из GC II/3, а на следующий день – «Потез» 631.
27 мая Мёльдерс одержал победу в схватке сразу с двумя французскими истребителями «Марсель Блох» MB 152 C-1 из GC I/8.
Вернер Мёльдерс первым из пилотов Люфтваффе получил Рыцарский крест, к 27 мая доведя свой личный счет до 20 уничтоженных самолетов противника.
31 мая орденоносец сбил французский бомбардировщик SNCAO LeO 45, а 3 июня около Дюнкерка свалил английский «Спитфайр».
5 июня жертвой Мёльдерса стали еще два французских самолета, но в 17:05 его машина также была подбита в бою с «Девуатином» D 520 C-1 из GC II/7, которым управлял лейтенант Рене Поммье-Лайрарге. Мёльдерс выпрыгнул с парашютом из горящего самолета и попал в плен, однако три недели спустя его освободили наступающие части Вермахта.
19 июня Мёльдерсу присвоили очередное звание майора и перевели в JG 51, а спустя месяц с небольшим, 27 июля, он стал командиром этого полка.
28 июля в бою над Дувром Вернер Мёльдерс был ранен, а при посадке на аэродром Виссан самолет майора скапотировал. Несколько дней Мёльдерс провел в госпитале, но уже 28 августа 1940 года он сбил свой следующий «Спитфайр».
Прикрывая бомбардировщики Люфтваффе, атаковавшие Лондон 7 сентября 1940 года, майор Мёльдерс сбил еще один английский самолет.
Интересно, что командиром 2./JG 51 был младший брат Вернера Мёльдерса – Виктор Мёльдерс, на счету которого числилось только 9 самолетов противника, когда 7 октября 1940 года Виктор был сбит английским истребителем, совершил очень сложную вынужденную посадку в Англии и попал в плен. Позднее он подробно рассказал об этом случае, который, вполне возможно, и сохранил ему жизнь до конца войны.
21 сентября Вернер Мёльдерс получил к своему Рыцарскому Кресту Дубовые листья, причем он был вторым по счету кавалером этой награды в Третьем Рейхе.
27 сентября около Мейдстоуна ас сбил еще один «Спитфайр», а 22 октября над Ла-Маншем – три «Харрикейна». Эти победы довели боевой счет Мёльдерса до 50 самолетов.
Последнюю победу в 1940 году Вернер Мёльдерс одержал 5 декабря, затем его JG 51 был передислоцирован в Германию для отдыха.
В конце 1940 года Мёльдерс испытывал предсерийный образец истребителя Мессершмитт Bf 109 F-0, а в начале 1941-го его полк был переоснащен новыми моделями - Bf 109 F-1 и F-2.
На Западный фронт Вернер Мёльдерс вернулся в январе 1941 года, а 10 февраля около Кале он пополнил свой счет «Харрикейном» Mk IIA из 601-го дивизиона RAF.
20 февраля Мёльдерсом были сбиты очередные два «Спитфайра», а через 5 дней – еще один.
В марте ас сбил еще два английских самолета, затем 15 апреля им были сбиты «Харрикейн» и «Спитфайр», а 8 мая над Дувром – «Харрикейн».
В это время JG 51 Мёльдерса был лучшим полком Люфтваффе, записав на свой счет 691 сбитый самолет.
В июне 1941 года Вернер Мёльдерс проездом побывал в Германии, а затем отправился в Польшу (Стара Весь, Подлёдув, Кравгтце и Седлице).
В первый же день войны с СССР, 22 июня 1941 года, Мёльдерсу удалось сбить четыре разных типа советских самолетов. В это же время его наградили Мечами к Рыцарскому Кресту, на очереди оставалось последнее дополнение к этой награде – бриллианты.
1 июля 1941 года над Минском Мёльдерс сбил три СБ-2 и два ХАИ Р-10.
15 июля Вернер Мёльдерс сбил свой 100-й и 101-й самолеты во Второй Мировой войне, и первым в Люфтваффе получил Бриллиантовый Крест.
Однако вскоре Вернера Мёльдерса, учитывая его ценность для Третьего Рейха, отстранили от боевых полетов и перевели на важную административную работу в Имперское министерство воздушных сил, где он получил пост инспектора истребительной авиации Люфтваффе. Его место занял полковник Бек.
Всего Вернер Мёльдерс за свою боевую карьеру сбил 115 самолетов противника, учитывая и войну в Испании, при этом совершив более 300 боевых вылетов. Этот выдающийся ас был не только отличным летчиком-истребителем, но и превосходным командиром – подчиненные, несмотря на молодой возраст, называли его «Фати» («папаша»).
Кроме того, Мёльдерс показал себя отличным тактиком, именно он предложил отказаться от полета тройками и перейти на пары – «эксперт» - «качмарик». Новую тактику, которая была разработана Мёльдерсом еще в Испании, стали повсеместно вводить в Люфтваффе уже в начале 1940 года.
Кроме того, Вернер Мёльдерс был противником атак боевой авиации на сугубо гражданские объекты, и неизменно устраивал своим подчиненным жестокий разнос, узнав, что они атаковали или пассажирский поезд, или рыбацкую лодку, или мирную деревню. Правда, неизвестно, двигал ли им гуманизм, или банальные соображения по рациональному расходованию боеприпасов, но факт оставался фактом – истребительное подразделение Мельдерса никогда не нападало на заведомо мирные объекты на территории противника.
22 ноября 1941 года лучший на тот момент немецкий ас Вернер Мёльдерс погиб в классической авиакатастрофе. Самолет He-111 H-3 из штаба KG 27, на котором Мёльдерс летел в Берлин на похороны покончившего с собой генерала Удета, разбился около Врацлава. Причиной катастрофы стали тяжелые погодные условия.
Интересно, что за дня два до этого тоже в авиационной катастрофе погиб еще один гитлеровский высокопоставленный военный, летевший на похороны того же Удета – генерал Люфтваффе Хельмут Вильберг.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ АСАХ-ИСТРЕБИТЕЛЯХ:
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса
Подвиг Сабуро Сакаи, 08.08.1942 г. Полет длиной в 1000 км над океаном без сознания и с одним глазом
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл