Считается, что гитлеровские асы-истребители были результативнее асов всех других стран раз так в 5-6, а то и в 10. На чем базируются эти цифры, совсем непонятно, потому что есть много разных данных, что все эти широко разрекламированные «сверхчеловеческие» победы немцы просто выдумали, пользуясь разными обстоятельствами, в том числе и прикрытием своих непосредственных начальников, от которых Гитлер требовал побед хотя бы на бумаге.
При изучении темы авиации во Второй Мировой войне мне всегда не давала покоя проблема летчиков-асов. Да, летчик-ас – это что-то святое, и в его результативности многие потребители «исторической правды» почему-то сомневаются очень редко. При этом они не видят разницы между успехами асов из разных противоборствующих сторон, а разница эта просто вопиющая!
Например, почему-то не подвергаются сомнению боевые достижения гитлеровских асов, которые за войну насбивали по 200 и даже 300 с лишним самолетов противника. Также они не видят диссонанса в этой арифметике с асами из других стран. Например, советские асы достигли только 60 с небольшим сбитых самолетов (Иван Кожедуб). Лучшие британские асы застряли где-то на 30 сбитых (Мармадюка Пэттла с его 51-й победой не считаем, слишком спорный результат по всем документам, хотя вполне достоверный по утверждениям многих участников тех событий). Французские асы, многие из которых воевали, как известно, всю войну от начала и до самого конца, остановились на 30 сбитых самолетах противника (Пьер Клостерман).
Из этой картины выпадают только японские асы, лучший из которых – Хироёси Насидзава, якобы добился более 80 побед, но и ему очень далеко до того же Эриха Хартманна с его 352 сбитыми всего за 2,5 года своей боевой биографии.
Итак, что же мы видим? Англичане, которые в воздушных баталиях участвовали более 5 лет, сбили в 6-7-8-9 раз меньше самолетов врага, чем многие немцы за 2-3 года?
А французы? А поляки? А итальянцы? В американцы? А японцы? А советские асы? Почему у них такие мизерные в сравнении с бравыми немцами результаты?
Я так понимаю, что если немцы сбивали столько самолетов противника, то они должны были эту войну выиграть, но они ее проиграли. А это может значить одно – не такие уж у них были и хорошие летчики, в самом лучшем случае они просто не могли показывать результаты «выше среднего по больнице», это противоречит самой природе человеческой.
Самый лучший британский ас Джеймс Джонсон более чем за три года своей боевой биографии сбил всего 34 самолета противника, совершив 515 вылетов на одном из лучших тогда истребителей в мире – «Спитфайре».
Самый лучший американский ас Ричард Бонг за два с лишним года сбил 40 японских самолетов, летая на «Лайтнинге», одном из самых лучших борцов с новейшими японскими истребителями, которые тоже не пальцем были сделаны.
Самый лучший польский ас Станислав Скальский за 5 лет войны сбил всего 21 немецкий самолет, хотя летал и на «Харрикейнах», и на «Спитфайрах», и даже на «Мустангах».
Иван Кожедуб с 1943 года сбил всего 64 самолета в 330 вылетах, а Александр Покрышкин с 1941-го – всего 59 в 650 вылетах.
Напомню, что Хартманн вступил в бой практически одновременно с Кожедубом (1943 г.), но его результаты оказались чуть ли не в 6 раз лучше.
И при этом Кожедуб выиграл войну, а Хартманн – проиграл. Есть ли тут какая-то логика?
Я думаю, что подвиги Хартманна подобны подвигам другого германского аса Эриха Рудорффера (222 сбитых за 900 вылетов), который почти в каждом воздушном бою сбивал советские самолеты прямо пачками – то 7, то 8, то 13. Интересно, что в основном он сбивал истребители Як-7 и Як-9 (лучшие на тот момент в ВВС РККА), а не бомбардировщики. Однако все эти «пачковые» победы впоследствии не нашли никакого подтверждения, мало того – на тех направлениях в дни побед Рудорффера даже не было столько советских самолетов.
И что наиболее замечательное, так это то, что из всех своих 222 сбитых самолетов более половины упали в большие озера или широкие реки, то есть никакого подтверждения этих побед нет и по сей день.
И еще такой интересный момент: когда некоторых асов люфтваффе в 1943-44 гг. командование переводило на Западный фронт, то они демонстрировали на этом направлении очень низкие успехи, раз так в 10 хуже, чем заявляли на Восточном фронте. А кое-кто даже за год своей работы над Западной Европой вообще не мог сбить ни одного самолета противника.
Вот примеры.
Гюнтер Ралль – 275 самолетов на Восточном Фронте, и всего 2 – на Западном.
Герман Граф – за полтора года на Восточном фронте (1941-1942 гг.) сбил 202 советских самолета, а на Западе за 2,5 года смог сбить всего 10.
Или Вальтер Новотны со своими 255 «восточными» победами – почти за год на фронте Западном не сбил ни одного самолета, а в итоге сбили его самого. Нет, считается, что перед гибелью он сбил-таки 3 американских самолета, но это только по его предсмертному радиодокладу, сами американцы это отрицают.
И так можно продолжать очень долго – практически все немецкие асы, переброшенные из России во Францию, то есть на Западный фронт, резко теряли свою результативность. Я думаю, что это потому, что во Франции приписками заниматься было невозможно – каждый сбитый самолет противника падал на подконтрольную немцам территорию, даже во время боев за Берлин в 1945-м, и проверить доклад пилота не составляло труда. Если в районе боя на земле не оказывалось заявленного сбитого самолета противника – значит наврал. Или как-то так.
А на Восточном фронте ври сколько хочешь – если даже тебе командир не поверит, он все равно занесет это в сводки, которые потом появятся в газетах в самой Германии, тем самым тевтонский дух немцев будет поднят на небывалую высоту. А чтобы невозможно было проверить враки, тут-то и появляются то Чудское озеро, то Онежское, то реки Днепр и Волга, на дне которых искать доказательства этих побед проблематично даже сегодня. И особенно вдохновенно врали так называемые «свободные охотники», которые в основном летали за линию фронта. Как узнать, сбил ты что-то там на вражеской территории, или нет? Приходилось верить на слово.
Много еще есть всяких косвенных доказательств того, что немецкие асы занимались массовыми приписками, и начальство, причем самое высокое (вплоть до самого Гитлера) обо всем этом знало. Например, как объяснить тот факт, что на Восточном фронте Дубовые листья к ордену Рыцарский крест вручали только после 200 побед, а на Западном – всего лишь после 80-ти?
Нет, были и другие значения, но соотношение между Восточным и Западным фронтами было в среднем 2,5. Наверное, все зависело от красочности врак новоявленного «аса», занесенных в официальные сводки. Хартманн, например, получил свои «листья» всего после 300 побед, наверное, его враки были самыми неубедительными. А вот Рудорффер врал очень красиво, потому полным кавалером ордена Рыцарского Креста он стал всего после 130-го «сбитого».
Да можно привести очень много даже не косвенных, а самых прямых доказательств того, что большинство немецких асов не сбивали более 100 самолетов противника, а то и вообще ни одного такого аса не сыскать. После войны оказалось, что на том или ином участке фронта на самом деле оказывалось меньше советских самолетов, чем заявлялось в сводках немецких летчиков как уничтоженные, причем в разы. Но об этом молчат. Молчали немцы во время войны по причине престижа, молчали советские историки по причине секретности, молчат и сегодня у нас по причине типа «нечего кулаками после драки махать».
А молчать совсем нельзя. Не понимаю, почему молчат западные историки, у которых практически та же самая проблема – немецкие асы оказались чуть ли не на порядок результативнее их собственных! Но думаю, тут дело в политике и в отношениях между Западом и СССР, а сегодня – России. Выгоднее принижать успехи нынешнего врага, чем прошлого, который после войны быстро стал союзником.
Но не будем лезть в политику. Все, что я написал выше – это только малая часть вопросов, которые возникают к давно помершим немецким «асам». Не хочу, конечно, сказать, что все фашистские летчики были лгунами и приписывали себе победы, ведь далеко не все немцы это делали, а только небольшая часть.
Остальные немецкие асы, у которых число побед сопоставимо с советскими или британскими пилотами, оказались гораздо честнее, и не желали участвовать в пропагандистской войне против СССР. Они просто делали свою боевую работу, и к ним можно относиться просто как к врагам, но не как к лгунам.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса