Для того, чтобы ответить на это вопрос следует понять, что такое нравственность и, что такое духовность, однако, как я понимаю, на этот счёт нет четкого понимания.
Если говорить совсем просто, то нравственность – это каков у человека нрав, а духовность – каков у человека дух. Нравственность отвечает на вопрос: «Как надо жить?», а духовность: «Ради чего так надо жить?». Следуя этой логике не сложно понять, что верующий человек под духовностью понимает приобщение к Духу Божию, а нравственностью у него служит любовь, милосердие, терпение, великодушие и так далее. При этом верующий любовь, милосердие проявляет к другим не ради собственного возвышения, но Христа ради, то есть – во Имя любви к Богу.
Каков же нрав у атеиста, и каков дух его? Если рассуждать на этот счёт прямолинейно, то духовность атеиста должна, по идеи, быть полной противоположностью духовности верующего человека, однако атеисты настаивают на ином. К сожалению, я не нашёл формулировки о нравственности атеистической, но формулировка светской духовности имеется. Думаю, что она по смыслу более близка к атеистическому восприятию (духовности). «Светская духовность – это приверженность духовной философии без приверженности религии. Светская духовность подчеркивает внутренний мир личности, а не отношения с божественным. Светская духовность состоит из поиска смысла за пределами религиозного учреждения; она рассматривает отношения человека с самим собой, другими людьми, природой и всем остальным, что человек считает высшим. Часто целью светской духовности является счастливая жизнь или помощь другим». Читая эту формулировку, лично у меня сразу же возникает вопрос, а какой смысл атеисту «напрягать» свой внутренний мир, когда он не верит в бессмертие собственной души? Напрягай не напрягай, а со смертью всё исчезнет, растворится в бесконечном мраке, как вроде ничего и не было. Разумеется, атеист может уверять о будущих поколениях, в которых продолжат существование идеи предыдущих поколений, но ведь ценность имеет именно собственная жизнь. Если нет собственного восприятий мира, то всё остальное, в том числе идеи и будущие поколения уже не имеют никакого значения. Более того, сами идеи, какие бы они возвышенные не были бы, не имеют никакой ценности, если нет жизни.
Подавляющее большинство атеистов связывают духовность с искусством: литературой, живописью, кинопроизводством и так далее. Однако и это всё лишь отражение материального мира, через восприятия собственных чувств. На мой взгляд, всё эти восприятия искусства относятся к душевности, так как они (восприятия) завязаны на человеческих чувствах и эмоциях, а, по сути, как я думаю, на страстях.
Атеисты утверждают, что нужно делать добро ради добра? А возможно ли это? Если у каждого действия есть цель (смысл) делать добро ради добра уже, как-то звучит бессмысленно. Нужно ли добро само по себе или же, всё-таки, добро имеет некую цель? На мой взгляд, атеисты просто лукавят, когда говорят, что делают добро ради добра. В действительности, если копнуть глубоко они творят добро во имя своё.
Подводя итог, остаётся ответить на вопросы: «Может ли духовный человек быть безнравственным, а нравственный человек бездуховным?». Духовный человек не может быть безнравственным. Духовный человек не может не любить, не сострадать, быть нетерпеливым и не милосердным. А вот нравственный человек, делающий добро, может оставаться бездуховным потому, как делает добро ради своего утончённого тщеславия, но не признаётся в этом даже самому себе.