Одним из самых противоречивых жанров в мировом искусстве является римский скульптурный портрет.
Кто-то считает его совершенством в абсолютном воплощении художественного творчества, а кто-то вообще не относит его к искусству.
Эрмитаж обладает одной из лучших коллекций римского скульптурного портрета, охватывающей почти все этапы развития этого жанра в древнеримском искусстве – от его зарождения и становления во времена Римской республики до расцвета в императорский период.
Главной отличительной чертой римского портрета является удивительный реализм в передаче портретных характеристик и физиогномических особенностей моделей, что во многом было обусловлено мировоззрением самих римлян.
Этот реализм, часто переходящий в натурализм в римских портретах, дал повод называть их «скульптурными фотографиями».
Самый главный вопрос что изображает портрет, как в скульптуре, так и в современной фотографии?
Можно ответить так.
Портрет к какому бы виду искусства не относился, изображает как внешний облик человека, так и его характер, переживания, эмоции, душу…
Глядя на портрет, мы видим время, когда он был создан, к какому социальному слою относился человек, какое положение в обществе он занимал…
Римский скульптурный портрет относится к очень престижному виду коллекционирования.
Начиная с эпохи Возрождения, портрет считался знаком благородства, знаком хорошего вкуса его владельца.
Портреты украшали парки, дворцы.
В дальнейшем фокус интереса сместился от того, кто изображен на портрете, к тому как он изображен и почему.
Римский скульптурный портрет отражает концепцию мира.
Является синонимом римского взгляда на человека.
Сегодня в эпоху интернета, когда у каждого в кармане или сумочке лежит смартфон и мы с легкостью может запечатлеть облик самого себя или близкого человека, можно с уверенностью сказать, что по своей сути портретный жанр в высоком его понимании уходит….
Редко можно увидеть фотопортрет, который заставил бы тебя остановиться, задуматься…
Посещая залы Эрмитажа в которых установлена коллекция Римского портрета, на мой взгляд можно многому научиться современным фотографам, художникам.
Принято считать, что портрет возник в конце II начале I веков до нашей эры в эпоху Республики.
Римский портрет отличается от греческого предельным натурализмом.
Каждый портрет индивидуален, подчеркивает фигуру человека его облик, пусть он порой даже не красивый, но он естественен.
За многими из них стоят интереснейшие судьбы исторических личностей – императоров, полководцев, политических деятелей.