Найти в Дзене

Римский портрет

Одним из самых противоречивых жанров в мировом искусстве является римский скульптурный портрет.

Кто-то считает его совершенством в абсолютном воплощении художественного творчества, а кто-то вообще не относит его к искусству.

Эрмитаж обладает одной из лучших коллекций римского скульптурного портрета, охватывающей почти все этапы развития этого жанра в древнеримском искусстве – от его зарождения и становления во времена Римской республики до расцвета в императорский период.

-2

-3

Главной отличительной чертой римского портрета является удивительный реализм в передаче портретных характеристик и физиогномических особенностей моделей, что во многом было обусловлено мировоззрением самих римлян.

Этот реализм, часто переходящий в натурализм в римских портретах, дал повод называть их «скульптурными фотографиями».

Септимий Север. Римский император  (193-211 г.г. ) начало III века. Мрамор.
Септимий Север. Римский император (193-211 г.г. ) начало III века. Мрамор.

Самый главный вопрос что изображает портрет, как в скульптуре, так и в современной фотографии?

Можно ответить так.

Портрет к какому бы виду искусства не относился, изображает как внешний облик человека, так и его характер, переживания, эмоции, душу…

Портрет полководца, начало III века. Мрамор.
Портрет полководца, начало III века. Мрамор.

Глядя на портрет, мы видим время, когда он был создан, к какому социальному слою относился человек, какое положение в обществе он занимал…

Портрет римлянина. III век. Мрамор.
Портрет римлянина. III век. Мрамор.

Римский скульптурный портрет относится к очень престижному виду коллекционирования.

Филипп Араб. Римский император (244-249 г.г.),  Середина III века. Мрамор
Филипп Араб. Римский император (244-249 г.г.), Середина III века. Мрамор

Филипп Араб. Римский император (244-249 г.г.),  Середина III века. Мрамор
Филипп Араб. Римский император (244-249 г.г.), Середина III века. Мрамор

Начиная с эпохи Возрождения, портрет считался знаком благородства, знаком хорошего вкуса его владельца.

Портрет юноши. Первая половина II века. Мрамор.
Портрет юноши. Первая половина II века. Мрамор.

Портрет римлянина , вторая четверть III века. Мрамор.
Портрет римлянина , вторая четверть III века. Мрамор.

Бальбин. Римский император (238 г.).
Бальбин. Римский император (238 г.).

Портреты украшали парки, дворцы.

В дальнейшем фокус интереса сместился от того, кто изображен на портрете, к тому как он изображен и почему.

Север Александр. Римский император (222-235 г.г.)
Север Александр. Римский император (222-235 г.г.)

Портрет римлянки , IV век.
Портрет римлянки , IV век.

Римский скульптурный портрет отражает концепцию мира.

Является синонимом римского взгляда на человека.

Сегодня в эпоху интернета, когда у каждого в кармане или сумочке лежит смартфон и мы с легкостью может запечатлеть облик самого себя или близкого человека, можно с уверенностью сказать, что по своей сути портретный жанр в высоком его понимании уходит….

Септимий Север. Римский император  (193-211 г.г. ) начало III века. Мрамор.
Септимий Север. Римский император (193-211 г.г. ) начало III века. Мрамор.

Портрет полководца. II век.
Портрет полководца. II век.

Редко можно увидеть фотопортрет, который заставил бы тебя остановиться, задуматься…

Портрет Люциллы , II век.
Портрет Люциллы , II век.

Посещая залы Эрмитажа в которых установлена коллекция Римского портрета, на мой взгляд можно многому научиться современным фотографам, художникам.

Принято считать, что портрет возник в конце II начале I веков до нашей эры в эпоху Республики.

Люций Вер.  Римский император (161-169).
Люций Вер. Римский император (161-169).

Люций Вер.  Римский император (161-169).
Люций Вер. Римский император (161-169).

Антонин Пий. Римский император (138-161 г.г.).
Антонин Пий. Римский император (138-161 г.г.).

Портрет Корнелии Салонины.  III век. Мрамор.
Портрет Корнелии Салонины. III век. Мрамор.

Римский портрет отличается от греческого предельным натурализмом.

Из многочисленных статуй Юлия Цезаря, созданных при его жизни, ни одна не сохранилась до наших дней, дошли только нескольких бюстов времени правления Августа или первых императоров. Эрмитажный портрет Цезаря передан скульптором без прикрас и парадности, а в портрете читаются свойственные его изображениям черты: сухощавае лицо, изрезанное морщинами, выступающие скулы, впалые щеки и сдержанная улыбка. В XVIII в. реставратор укрепил голову императора на бюсте, изображающем римского полководца.
Из многочисленных статуй Юлия Цезаря, созданных при его жизни, ни одна не сохранилась до наших дней, дошли только нескольких бюстов времени правления Августа или первых императоров. Эрмитажный портрет Цезаря передан скульптором без прикрас и парадности, а в портрете читаются свойственные его изображениям черты: сухощавае лицо, изрезанное морщинами, выступающие скулы, впалые щеки и сдержанная улыбка. В XVIII в. реставратор укрепил голову императора на бюсте, изображающем римского полководца.

Каждый портрет индивидуален, подчеркивает фигуру человека его облик, пусть он порой даже не красивый, но он естественен.

-22

За многими из них стоят интереснейшие судьбы исторических личностей – императоров, полководцев, политических деятелей.