Найти тему

Из темной глубины веков...Владимир (14)

Несколько дней Олег судорожно отдавал распоряжения о подготовке к обороне. И только потом крепко задумался о том, что ожидает его. С Ярополком ему не совладать! Олег прекрасно знал мощь киевской дружины и знания эти давили на него. "Но и просто так ему в руки не дамся!" - думал он, со злобой сжимая кулаки. И только тогда вспомнил про жену и сына, и ужаснулся. Какая доля ожидает его жену, он себе представлял живо. Ей лучше сразу умереть, чем терпеть позор бесчестия. А о том, что сделают с сыном побежденного князя, он и думать боялся.

Олег вскочил на ноги, зашагал по комнате. "Надо спрятать их, увести отсюда пока не поздно!" - пришла в голову мысль. Он велел тотчас найти и позвать к нему воеводу Лесьяра. Тот явился быстро, словно ожидал вызова за дверями.

Олег удалил гридей из светлицы, оставшись с Лесьяром наедине.

-Княгиню с младенцем надо из Овруча увезти, спрятать! - без обиняков заявил он.

-Я думал о том, князь! Да только на русской земле пристанища им не найти, коли Перун от нас отвернется!

-Что предлагаешь? - просил Олег. Предположение Лесьяра о том, что они могут проиграть битву, больно полоснуло его по сердцу, хоть и сам надежд на победу не лелеял.

-В Болгарию отправлять опасно. Печенеги рыщут, да и Византия там сейчас сильную руку имеет. В Скандинавские земли тоже путь неблизкий и опасный. Я бы, князь, в Моравию княгиню отправил, с золотом. Нравы там мягкие, с деньгами всяко жить можно!

Лесьяр замолчал, выжидательно глядя на князя. Олег задумался над его словами. Страшно было отправлять Горицу с младенцем Олегом в дальний путь. Но оставить их здесь, значит обречь на неминуемые страдания и гонения, а может и на смерть.

-Хорошо! Подготовь все для их отъезда! - сказал Олег.

Неожиданно Лесьяр повалился перед ним на колени.

-Позволь мне и свою жену с дочерями отправить с княгиней!

Его просьба, еще раз показала, что воевода не верит в победу.

-Добро! - Олег решил, что Горице потребуется помощь в дороге и на новом месте, да и Лесьяр, зная что отправляет вместе с княгиней своих родных, устроит все в лучшем виде, - Но чтобы все тихо было! Узнают люди, паника будет! А всех отправить я не могу...

Лесьяр поднялся с колен, поблагодарил князя и заверил, что исполнит все в лучшем виде.

Лесьяр ушел, а Олег тяжело вздохнул и отправился сообщить весть жене. Он представил ее глаза, полные слез, и сердце болезненно сжалось. К сыну он даже и привыкнуть еще не успел, не надышался его запахом. Как и предвидел, Горица долго плакала, а он утешал ее. Потом кликнул няньку, что бы принесла сына. Взял ребенка из ее рук и отправил восвояси. Ночь они провели втроем, на большой кровати Горицы. Между ними лежал новорожденный сын, их руки переплелись поверх его головки. Олег долго не спал, впитывал в себя облик любимой, запах сына и готовился к разлуке...

-2

Ярополк накануне отъезда, зашел к Всемиле.

-Завтра прощаться не будем! Не на войну еду, в гости! - сообщил он сестре.

-Как же я хочу Олега увидеть! - вновь заныла Всемила.

-Замуж тебе надо бы! - внезапно сказал Ярополк. Он увидел, что по лицу сестры разливается краска, - Нет ли кого у тебя на примете?

-Что ты, Ярополк! Мне и так хорошо! - вспыхнула она.

-Ну ты подумай! Я вот чего еще у тебя спросить хотел, да все недосуг было, - увел он в сторону щекотливый разговор, - Как там та девица поживает, Ирина?

Всемила рассказала ему все, что узнала от Ирины сама. Рассказала, что отвела ее в молельную комнату и как Ирина была тому рада.

-Хорошо! Пусть до моего возвращения тут живет! Вернусь, решу что с ней делать!

-А с Олеськой что? На свою тень стала похожа, посерела она вся, боюсь как бы не натворила чего!

-Все решу, когда вернусь! - ответил Ярополк, который уже был в радостном предвкушении от предстоящей дороги. Немного тревожило будущее объяснение с Олегом, но он гнал от себя непрятные мысли.

Когда брат ушел, Всемила вспомнила его слова о замужестве. Что-то происходило с ее телом. Ночами оно наливалось непонятным жаром, жаждало чего-то, о чем Всемила еще не знала и не испытывала. В эти минуты, ей чудился высокий юноша, с волосами до плеч, широкоплечий, с голубыми, как бездонное озеро, глазами. Сначала образ был расплывчатым. Но постепенно он начал приобретать знакомые черты и скоро Всемила, с удивлением, узнала в нем Олафа - юного викинга, жившего в Новгороде и служившего Владимиру. Это удивило и ошеломило ее. А потом испугало. Одно слово брата и она пойдет замуж за того, кого он укажет, а ей этого не хотелось. Всемила тяжело вздохнула. Она надеялась, что брат не станет неволить ее. Но и надежды, что судьба соединит ее с Олафом, не было.

-3

Войско Ярополка медленно ползло по покрытой пожухлой травой равнине. Низко висели в небе серые облака, а между ними кружили в свободном полете птицы. Шли расслаблено, чай не на войну. Лишь дозорные веером рассыпались в разные стороны, а через некоторое время возвращались с вестями, что все вокруг тихо, да мирно. Ближе к древлянским землям дозорные стали наталкиваться на дозорных Олега. Те, как испуганные зайцы, тут же давали деру, в сторону древлянских лесов.

Чем ближе к этим лесам приближался Ярополк, тем тревожнее становилось на душе у Свенельда. Старые кости ныли и Свенельд молил Перуна дать ему сил, пережить этот поход. "Свершится месть и тогда уж можно и на покой!" - говорил он сам себе. Следом наползали сомнения - вдруг сорвется, не получится. Помирится Ярополк с Олегом, и тогда все его старания насмарку! Если браться сойдутся, то ему уже не вбить меж ними клин. Больше шансов ему не выпадет!

-Воевода! - словно в ответ на его мысли, услышал он голос Ярополка, -Пошли к брату весть, пусть встречу готовит! Княгиня Ольга сказывала, что дивного зверья в этих лесах немерено! Душа знатного пира хочет!

-Послал уж, давно послал!

-Что же тогда не встречает он меня? Уж по его землям идем!

-Готовит видно знатную встречу! - отвечал Свенельд неохотно.

-А уж не забыл ли ты опять чего часом? - насмешливо спросил Ярополк. Игривое настроение родилось в нем, в предвкушении встречи с братом.

С высокого холма, Олег наблюдал, как хвост Ярополкова войска, медленно вползает в лес. Головы этой змеи он уже не видел, но знал, что через несколько часов она мелькнет меж деревьев. Этот холм Ярополку не обойти. Выгодней позиции было не сыскать. Его воины затаились среди деревьев и кустарников. Ярополк видно не ждет нападения, решил, что Олег запрется в Овруче. Но плохо его знает брат! Олег не побежит и в дом свой врага не допустит, даже если этот враг и приходится ему братом!

-Овруч к осаде готов? - спросил Олег у Лесьяра. Олег понимал, что даже внезапность нападения, не гарантирует ему победы. Воинам Олега еще не доставало дисциплины. Были они необузданные, дикие, в пылу боя плохо воспринимали команды.

-Готовят! - ответил Лесьяр. Он хмурился, тоже понимая, что шансов у них почти нет. Идти в бой с таким настроем, все равно, что сразу проиграть битву. И Лесьяр тряхнул головой, прогоняя тревогу.

-А и выбьем врага из своей земли! - громко и нарочито бодро произнес он, - Знатную тризну по врагу устроим уже к вечеру!

Его слова поддержали одобрительные голоса. Однако Олег поморщился - называть Ярополка врагом, он пока не мог, язык не поворачивался.

Время тянулось мучительно медленно. Наконец дозорный доложил, что Ярополк близко. Приказы о готовности передавались тихо, почти шепотом. Не хотелось обозначать свое присутствие заранее. Наконец Олег собственными глазами увидел среди деревьев поднятые вверх пики, блеск кольчуг. Увидел он и алый стяг Ярополка. Значит и брат где-то рядом, среди этих голов. Головы, к слову, не у всех были защищены. Нападения Ярополк явно не ждал здесь.

-К бою! - закричал Олег.

Сразу все пришло в движение. Олег с удовольствием наблюдал, как растерялись поначалу воины Ярополка. Спешно опускали пики, нахлобучивали на головы шлемы, прикрывались щитами от невидимого пока врага. Вот в них полетели первые стрелы. Лучники Олега видели свою цель, а вот для ратников Ярополка враг оставался невидимым.

Радость Олега продлилась недолго. После первой растерянности, воины Ярополка быстро собрались, построились боевым порядком. Стрелы перестали попадать в цели, отскакивали от надежно выставленных щитов. Ярополк построил воинов клином и теперь этот клин, как нож в масло, прорезался сквозь негустые кустарники и обволакивал не частые деревца.

Ярополк, в центре клина, вышел к подножию холма. Казалось, что здесь даже воздуха было больше, чем в затемненном лесу.

-Кто посмел напасть на нас? - прокричал Ярополк, ни к кому конкретно не обращаясь.

-Знамо кто! - раздался в ответ голос Свенельда. Он, пыхтя, спешился, отмахнувшись от предложившего свою помощь, гридя, - Вон гляди, стрела-то древлянская!

Он протягивал Ярополку стрелу с обломанным наконечником, которую вытащил из щита.

-Это видно тати местные! - все пытался отмахнуться от самых дурных новостей Ярополк.

-Глаза-то разуй, княже! Братец твой так нас приветствует в землях своих!

Словно в подтверждение этих слов, вокруг снова посыпались стрелы.

-Князя берегите! - вскричал Свенельд, - За мной, братушки! Не дадим посрамить себя, вперед!

Ярополк, не веря своим глазам, видел, как с холма и из-за деревьев, на его людей выскакивают воины Олега. На некоторое время ратники Ярополка оказались в кольце противника. Он поднял глаза к вершине холма и ему показалось, что сверху вниз, на него смотрит Олег. Стряхнув с себя оцепенение, Ярополк обнажил меч и ринулся в бой. Кровь сразу же вскипела в жилах. Меч сразил одного, ранил другого, подсек передние копыта коня.

Олег знал, что в бой вступили последние его воины. Запаса больше не было. Все меньше было его людей на поле боя. Оставалось только присоединиться к ним. Он занес уже было хлыст, намереваясь послать коня к подножию холма и вступить в бой, пусть он и станет для него последним, как кто-то перехватил его руку.

-Нет, князь! Прошу! Вернемся в Овруч! Без тебя, вся земля древлянская обречена!

-Желаешь, чтобы я спрятался за городскими стенами? А дальше что?

-Пока Овруч в окружении будет, мы в Моравию направимся! Знаю тайный выход из города, да все тропы лесные! Наберем там войско в помощь!

Первым позывом Олега, было стряхнуть руку Лесьяра и продолжить начатое, но перед глазами всплыло лицо Горицы. Надежда снова быть с ней, а не страх смерти и поражения, заставили Олега засомневаться в правильности своего решения. Лесьяр тут же уцепился за возможность переломить князя, увидев в его глазах сомнение.

-Пойдем князь! Здесь уже ничего не изменишь! Воины могут лишь немного задержать их.

Не дожидаясь ответа, он взял коня Олега под уздцы и повлек за собой. С ними оставались лишь с десяток гридей. Они быстро продирались сквозь густой лес, сторонясь наезженных троп. Внезапно Лесьяр остановился и сделал остальным знак, следовать его примеру.

-Дальше нельзя в таком одеянии! Нас не должны узнать! Лошадей оставим тут, оружие и доспехи тоже! - заявил Лесьяр.

-Ты хочешь, чтобы я, как тать последний, пробирался в свой город? - возмутился Олег.

-Если люди увидят, что их князь вернулся без войска, то что подумают? Поднимется паника и тогда уж точно спасения не будет!

Олег, не хотя, спешился. В словах Лесьяра он слышал правду, хоть и не хотел с ней соглашаться. Оставив одного из гридей с лошадьми и оружием, Они пешком поспешили дальше. Без привычной тяжести доспехов на теле и бряканья меча на боку, Олег чувствовал себя голым. На подступах к городу им стали встречаться толпы людей. Жители соседних селений стремились укрыться в Овруче от врага. Они гнали с собой животных, навьюченных съестными припасами, готовясь к долгой осаде. Женщины нести на руках кричащих ребятишек. Кто-то на закорках нес старых родителей, вызывая недовольные высказывания некоторых, мол самим есть будет нечего, а эти стариков на себе волокут - лишний рот!

Овруч окружал глубокий ров с водой. Через него, к городским воротам, был перекинут мост, такой ширины, чтобы спокойно проехала одна телега. Сейчас у моста образовался затор. Каждый спешил попасть под защиту городских стен, а для этого требовалось преодолеть последнее препятствие - этот мост. Люди напирали в спину тем, кто шал впереди, подталкивали в спину. Некоторые, уступая, оказывались на самом краю, рискуя упасть в грязную воду и напороться на множество торчащих из воды кольев. А счастливчику, упавшему в воду не напоровшись на кол и не утонувшему, выбраться на берег, все равно не удастся - стены рва намеренно сделали отвесными. Ни деревцу, ни кустарнику, за чьи корни можно было - бы уцепиться, не давали вырасти вдоль рва.

Стражники у ворот и на другой стороне моста, как могли регулировали поток людей, окрикивая тех, кто очень уж торопился.

На Олега и его сопровождающих, смотрели с подозрением. Сильные, здоровые мужи, должны сейчас быть на боли брани! А эти пытаются пройти в город, вместе с детьми и стариками!

Лесьяр сделал знак и гриди растворились среди толпы. Так люди меньше обращали на них внимания. Лесьяр сгорбатился и опустил голову, боясь, что его узнают в толпе. Олег невольно последовал его примеру.

Они уже были совсем рядом с мостом, когда со стены раздался тревожный звук рога. Он протрубил три раза и это значило, что враг приближается. Паника нарастала с молниеносной быстротой. Олег почувствовал, что толпа буквально занесла его на мост. Стражник закричал, что больше на мост никого не пустит. Сигнал тревоги означал, что надо незамедлительно поднять ворота, но пока на нем столько людей, сделать это невозможно.

Олег двигался по мосту против своей воли, влекомый толпой, жаждущей скорее пересечь последнее препятствие на пути к спасению. Стражи ворот натянули веревки, пытаясь приподнять мост и он заходил ходуном под ногами тех, кто еще стоял на нем.

Вокруг раздались вопли ужаса и первые тела полетели в воду. Чувствуя, что сопротивление моста слабеет, воины утроили усилия. Мост поднимался быстрее. Люди падали друг на друга, опрокидывались в воду, кого-то придавило у основания моста.

Олег почувствовал, как на него навалился кто-то тяжёлый. Человек вцепился в рубаху Олега и потащил за собой. Князь чувствовал, что летит в черную бездну. Острый кол пронзил его точно в сердце. Боли Олег не почувствовал....

*Существует версия, что сын Олега Святославовича, укрылся от Ярополка в Моравии, основав там древний моравский род графов Жеротинских, первым представителем которой стал Олег Моравский. В русских летописях данных сведений нет, однако в чешских и польских источниках, они присутствуют. Автору очень хотелось, чтобы князь Олег оставил в истории хоть какой-то след и я включила версию о сыне Олега, отправленном в Моравию, в свое повествование.

Из темной глубины веков... Владимир. Все части.