Недавно российские чиновники заговорили вдруг о сокращении бюджетных субсидий для НПЗ. Очевидно, что кризис бюджета вынуждает изыскивать средства, и правительство якобы присматривается к топливным компаниям. Так, некоторые чиновники предлагают ввести регулирование экспорта бензина и сократить выплаты бюджетных денег топливным олигархам. Но на самом деле субсидии для НПЗ - это бюджетные деньги, а значит, народные. То есть в действительности речь не идет об изъятии денег у олигархов, а всего лишь о перенаправлении народных денег из русла сверхприбылей для топливных компаний в русло других государственных расходов. Но в любом случае, для народа это означает только то, что как он не видел этих своих денег, так и не увидит. Поэтому радоваться россиянам тут особо нечему, разве что не так досадно будет, если в разгар большого кризиса народные деньги вдруг перестанут уходить олигархам огромными потоками. Но это во многом тревожный симптом, ведь причины таки инициатив — вовсе не желание правительства пересмотреть свою политику протекционизма олигархов в пользу народа, а сложное финансовое положение. Сокращение бюджетных выплат олигархам — шаг довольно резкий для российской системы, а значит у бюджета есть серьезные финансовые трудности. К тому же, это может привести к повышению цен на топливо, а, следовательно, и вообще на все. Правда, чиновники клятвенно заверяют, что антимонопольные службы будут контролировать ситуацию, и не допустят роста цен. Может быть и не допустят, но такое обещали и раньше. Кроме того, чиновники рассматривают инициативу об ограничении экспорта бензина. Здесь все так же неоднозначно. Предполагается, что эта мера поможет избежать дефицита бензина на российском рынке, а, следовательно, и роста цен, но как это все отразится на ценах в действительности, остается вопросом. Попробуем разобраться в некоторых основных моментах того, что здесь происходит.
Дальнейшее повествование может иметь некоторые неточности в деталях, но общая суть ситуации заключается в следующем. Началось все еще до 22 года и глобальных санкций, когда правительство РФ решило помочь «бедствующим» топливным компаниям, и придумало для них специальные субсидии из бюджета. Здесь данные в разных источниках несколько отличаются. Большинство источников сообщает только об одном виде субсидий, под названием «демпфер». Это такая выплата, которая сдерживает рост цен на готовое топливо для внутреннего рынка. Для простоты будем называть все топливо «бензином». Если за границей бензин начинают покупать по цене выше российской, тогда у топливных компаний появляется желание продавать бензин по завышенной цене и на российском рынке тоже, тем более если появится дефицит (а появиться он может как стихийно, так и намеренно). Поэтому чтобы цены на бензин в России не росли, а владельцам НПЗ (читай топливным олигархам) было не так досадно от того, что они не продают россиянам бензин по зарубежным завышенным ценам, правительство доплачивает олигархам из бюджета эту разницу в цене между зарубежным дорогим бензином, и российским «дешевым» бензином (доплачивают из народных денег, разумеется, но об этом никто не вспоминает). А если вдруг случится обратная ситуация, и зарубежный бензин вдруг станет дешевле российского, тогда компании должны будут отдать в бюджет всю прибыль за продажу российского бензина дороже зарубежного. Казалось бы, это помогает сдерживать рост цен на российский бензин. Но тут есть ряд нюансов. Например, это до чего же надо обнаглеть, чтобы продавать российский бензин в России дороже чем за границей. Или, например, такой вопрос, насколько в действительности выгодно для народа покупать собственный бензин со скидкой, сделанной за собственные народные деньги. Вопрос риторический, и получается как в той песне у Пугачевой «приглашал он меня в ресторан, коньяком, правда за мой счет, меня угощал».
Дальше есть не совсем понятный момент. О субсидии для НПЗ под названием «демпфер» рассказывает множество источников. И только очень редкие, единичные и давнишние публикации упоминают наряду с демпфером о такой субсидии для НПЗ, как «обратный акциз на нефть» (предположительно введенный с 2019 года, но это, как говорится, не точно). В таких публикациях сообщается, что существует два вида субсидий для НПЗ, поэтому такой «обратный акциз на нефть» якобы не является обратной выплатой по демпферу, а представляет собой еще один вид субсидии. И суть этой второй субсидии якобы в том, что НПЗ получают дополнительные выплаты за количество нефти, переработанной в готовое топливо. Мне пока что не удалось достоверно разобраться, существует ли такая субсидия в действительности, или это какая-то ошибка. Если знаете, то напишите, пожалуйста, в комментариях. (Дальше объясню, зачем я упомянул про эту «неопознанную» субсидию.)
Как бы там ни было, две им субсидии платят или одну, правительство только сейчас, после того как прошел примерно год под тяжелыми санкциями, бюджет залез в дефицит, и страна больше года прожила в условиях острейшей международной ситуации, вдруг озаботилось тем, что, оказывается, очень много бюджетных денег уходит на субсидии для НПЗ (читай, топливным олигархам). Так, например, по сообщению издательства «Интерфакс» выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям за 2022 год составили 2,16 трл рублей. Для сравнения, в 2021 году такие выплаты составили всего лишь 674,5 млр. руб., то есть в 3,2 раза меньше. Далее, издательство «Ведомости» сообщает, что по некоторым оценкам общая прибыль нефтегазовых компаний за 10 месяцев 2022 года составила 2,89 трл. рублей. То есть относительно этой суммы количество государственных субсидий составляет 2,16 к 2,89 = примерно 74%. На первый взгляд может показаться, что такого не может быть, и что здесь какая-то ошибка. Но вот что говорит об этом министр финансов Антон Силуанов:
«Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим».
Таким образом, даже если допустить, что цифры о прибыли компаний не точные, и процент бюджетных выплат в марже иной, то все равно сам факт того, что олигархи очень много своих сверхдоходов получают напрямую из российского бюджета, подтверждается российскими чиновниками. Вкратце, почему так получилось. Из-за санкций выросла цена на зарубежный бензин. Следовательно, чтобы цена на российский бензин не поднималась, государство должно было повышать и выплаты компаниям по демпферу из бюджета. Кроме того, некоторые источники утверждают, что санкции повлияли и на выплаты по второй субсидии — на обратный акциз по нефти. В отношении второй субсидии (если она есть) ситуация следующая. Из-за санкций на экспорт сырой российской нефти и из-за общего снижения цен на российскую нефть поставщики российской нефти старались продавать как можно больше сырья, чтобы компенсировать себе потерянные прибыли. В результате, российские НПЗ стали закупать больше нефти по сниженной цене, что привело к повышению этой самой «второй субсидии», которая платится за количество переработанной нефти. Если это не ошибка, и такая субсидия действительно есть, то возникают сомнения, насколько она в действительности необходима для российской экономики.
«Обратный акциз на нефть» преподносится как «инвестиции в развитие топливной сферы», но почти ни один источник из тех, что мне удалось найти, не раскрывает его суть. Поэтому допускаю, что насчет этой субсидии я мог допустить ошибку. Но даже в случае такой ошибки, ситуация сильно не меняется, ведь как теперь утверждают уже сами российские чиновники, если перевести их слова на русский язык, «олигархи гребут бюджетные деньги вагонами, и в этом нет никакого смысла для российского бюджета».
Таким образом, российский бюджет вынужден был все это время, а особенно в 2022 году, отстегивать российским НПЗ завышенные суммы, хотя это была всего лишь игра цифр, и прямой необходимости в этом не было. Народные деньги текли рекой из бюджета к топливным олигархам, да еще и в такое непростое время, но в правительстве только сейчас задались этим вопросом. Вот теперь и становится понятен настоящий смысл фразы «санкции нам только помогают». Тут все было без обмана. Как сказал когда-то Задорнов, «я обещал вам, что мы будем жить хорошо, но я не говорил, что ВЫ будете жить хорошо». Но у него — это была шутка, а здесь все получилось по-настоящему.