Составляя завещание, будущий наследодатель, разумеется, рассчитывает на то, что его последняя воля будет исполнена — и наследство достанется назначенному им наследнику.
Но, на деле, завещание не всегда удается исполнить в точном соответствии с тем, что в нем указано. Представлю вашему вниманию свежий пример из судебной практики, который это подтверждает.
В 2020 году женщина составила завещание в пользу своей дочери (она передавала ей все свое имущество). Спустя год матери не стало — дочь обратилась к нотариусу для оформления наследства (туда вошли квартира и несколько банковских вкладов наследодателя).
Но вскоре заявление о принятии наследства подал еще один претендент: отец наследодателя (и, соответственно, дедушка наследницы по завещанию). Он намеревался получить свою обязательную долю в наследстве как родитель наследодателя.
Закон гарантирует такую долю близким родственникам наследодателя (его супругу, родителям и детям), если они являются нетрудоспособными на дату открытия наследства.
Согласно разъяснениям Верховного суда РФ (п. 31 ПП ВС РФ от 29 мая 2012 № 9), к нетрудоспособным относятся в т.ч. граждане, достигшие пенсионного возраста на момент смерти наследодателя (а с недавнего времени — также предпенсионного возраста, если учитывать Закон от 25 декабря 2018 г. № 495-ФЗ).
Поскольку отец наследодателя уже перешагнул порог пенсионного возраста на дату открытия наследства, он имел право претендовать на обязательную долю — даже при наличии завещания в пользу внучки.
Внучка обратилась в суд, требуя признать дедушку «не приобретшим право на наследство ее матери», поскольку он не находился у нее на иждивении, а также не пользовался наследственным имуществом ранее и не имел существенного интереса в нем.
Однако суд отклонил все ее доводы:
- во-первых, нетрудоспособные родители признаются обязательными наследниками независимо от того, были они на иждивении наследодателя или нет, проживали они с ним совместно или же нет (ч. 1 ст. 1149 ГК РФ),
- во-вторых, закон позволяет отказать в присуждении обязательной доли, если наследник по завещанию жил в квартире или доме наследодателя, а обязательный наследник — нет, и передача обязательной доли повлечет невозможность для наследника по завещанию получить это жилое помещение (ч. 4 ст. 1149 ГК РФ).
Но в данном случае внучка была зарегистрирована по другому адресу и не доказала, что проживала в квартире матери. Да и ни о каком лишении ее материнской квартиры речи не было (дедушке полагалась только доля в ней).
Поэтому в иске внучке отказали. Апелляционная инстанция оставила решение в силе — так что внучке придется поделиться наследством с дедушкой (Мосгорсуд, дело №33-10097/2023).
Исключить правило об обязательной доле с помощью завещания, увы, нельзя. Если у гражданина нет сомнений в порядочности наследника, которого он для себя выбрал, можно при жизни заключить с ним договор дарения в отношении наиболее ценного имущества.