Для российских водителей появились шокирующие новости: с 1 июня стоимость литра бензина на автозаправках может повыситься на три-пять рублей. Более того, велика вероятность, что может возникнуть дефицит топлива.
Российские автомобилисты связывают эту информацию с ситуацией на внешнем рынке: 5 декабря прошлого года страны ЕС, «Большой семерки» и Австралия ввели потолок цен на российские нефтепродукты. Теперь их стоимость будет пересматриваться раз в два месяца, но в любом случае будет не выше среднерыночной цены.
Эта мера со стороны других государств была предпринята для того, чтобы существенно снизить доходы России от продажи топлива на внешнем рынке и в то же время не нарушить стабильности глобального экономического рынка. А с начала февраля ЕС вообще ввел на российские продукты нефтепереработки, что, тем не менее, не помешало нашей стране увеличить экспорт бензина на 50 % в годовом исчислении уже в первые месяцы текущего года, напрямую продавая топливо странам Африки.
Разбираемся, с чем это связан резкий рост цен на бензин в России и насколько экспорт за границу влияет на дефицит топлива внутри страны.
Почему цены на топливо летят вверх
За апрель 2023 года цены на АИ-92 и АИ-95 подскочили на 20 %. За первые две недели мая цена на бензин вновь выросла, пусть и незначительно, но это не осталось без внимания:
- на 13 копеек подорожал АИ-98;
- на 12 копеек — АИ-95;
- на 11 копеек — АИ-92.
На повышение стоимости повлияло одновременно несколько причин: остановка нефтеперерабатывающих заводов на профилактические работы, высокий спрос на горючее из-за начала дачно-туристического сезона, намерение властей сократить госвыплаты нефтяным компаниям в рамках демпферного механизма.
Последняя причина особенно важна. Дело в том, что корректировка выплат снизила бы затраты госбюджета на 30 млрд рублей в месяц — это выгодно государству, но не выгодно нефтяникам: сейчас демпфер идет им в маржу и составляет 8 тыс. рублей за тонну против 2 тыс. рублей, которые были раньше. Если снизить выплаты, то нефтяные компании, чтобы не терять деньги, будут поднимать цены на внутреннем рынке и увеличат поставки за границу.
Снижение госвыплат нефтяным компаниям в двукратном размере было предварительно назначено на 1 июля текущего года. Однако в мае законопроект не был согласован, и его рассмотрение было перенесено на неопределенный срок из-за опасения стремительного роста цен на топливо на внутреннем рынке. Кроме того, Минэнерго обратилось к нефтяникам с призванием увеличить объемы поставок бензина внутри страны. Несмотря на все это, оптовые цены продолжают расти, что, безусловно, скажется на конечном потребителе.
Чего стоит ожидать в сложившейся ситуации
Скорее всего, цены на топливо действительно взлетят, пусть и не сразу. Благодаря регуляторной политике его стоимость будет сдерживаться властями и зависеть от уровня инфляции. А вот дефицит бензина на внутреннем рынке вряд ли возможен, хотя бы если учитывать его долю в глобальном рынке добычи и экспорта углеводородов. Если дефицит и возникнет, то исключительно из-за ненадлежащей работы регуляторных ведомств.
Автомобилистам в этих условиях придется лишь смириться. Цены растут на все, в том числе на топливо. Запастись им впрок по нынешней стоимости не получится — для его хранения понадобится даже не гараж, а целый бункер. Учитывая, что в настоящее время гараж — довольно дорогое удовольствие и ставят его обычно лишь на частной территории, вряд ли есть смысл в том, чтобы затариваться бензином по полной программе и хранить его… в отдельной комнате в квартире? В таком случае ситуация окажется примерно такая же, как с гречневой крупой во время пандемии.
Специалисты уверяют, что динамика цен на топливо не связана с его дефицитом: в настоящее время внутренний рынок полностью обеспечен бензином. Например, в прошлом году стоимость сжиженного углеводородного газа на фоне существенного профицита этого вида топлива весь год демонстрировала резкие скачки.
Единственное, что можно посоветовать владельцам авто, — обратить внимание на альтернативные виды топлива. К примеру, хотя цены на сжиженный углеводородный газ, использующийся в качестве моторного топлива, тоже заметно выросли в пяти регионах России (к примеру, в Карачаево-Черкесии стоимость увеличилась на 6,5 рубля), они в любом случае ниже, чем на бензин. Владельцам газовых автомобилей стоит присмотреться к компримированному природному газу, стоимость которого более стабильна, чем цена сжиженного углеводородного газа, и при этом составляет неплохую конкуренцию ценам на бензин и дизельное топливо.
Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку