Прекрасная светская дама, одетая в непримечательную льняную рубаху, ежилась на пронизывающем ветру, но старалась держаться прямо и гордо. Этой женщине предстояло перенести страшную экзекуцию, а потом, если выживет, ее ждала долгая дорога в Сибирь.
Официальное обвинение в адрес этой бедняги было следующим: «Злоумышляла против императрицы». Но виновниц было две – рядом с Натальей Лопухиной стояла на эшафоте и Анна Бестужева – они обе были подругами и фрейлинами при дворе императрицы Елизаветы Петровны.
Правда, этим обвинением Анна Бестужева с Натальей Лопухиной были не согласны – они не считали себя виноватыми. Этим женщинам просто не повезло. Заговорщиками были их недруги. А сам заговор родился на ровном месте.
Наталья была краше Елизаветы
Когда в 1741 году на русский престол взошла дочь Петра I – Елизавета, у светских дам Анны Бестужевой и Натальи Лопухиной были свои причины обижаться на новую императрицу. Потому что Лопухиных лишили и должностей, и имений. Кроме того, Елизавета Петровна очень ревностно относилась к Наталье, которую все считали одной из самых красивых женщин Петербурга.
Однажды Лопухина появилась на балу с розой в прическе. По злой иронии, точно такой же цветок красовался в волосах императрицы. Елизавета Петрова поставила Наталью на колени, велела принести ей ножницы, а затем срезала цветок вместе с локоном, в который он был вставлен. После этого царица просто влепила несчастной пару звонких пощечин и отправилась танцевать дальше. Такое поведение Елизаветы вызвало волну шепотков. Но никто не мог сказать слово против самой императрицы.
Письмо попало не туда
Анна Бестужева пыталась успокоить подругу, но та от волнения упала в обморок. У Лопухиной и без того переживаний хватало – её любовник, граф Рейнгольд фон-Левенвольд, находился в ссылке… Наталья неоднократно просила императрицу помиловать его. Летом 1743 года она решилась написать ему.
Отправить послание в Сибирь решено было с поручиком Якобом Бергером. Но столь дальняя дорога не прельщала его. Да еще с письмом к ссыльному… Поняв, кто в этом может быть заинтересован, Бергер отправился к Лестоку, который был личным доктором императрицы Елизаветы.
Борьба Лестока и Бестужева
Так в руках Лестока оказалась дальнейшая судьба внешней политики России. Да-да, вы не ослышались. А объясняется это просто. Граф Лесток поддерживал идею сближения России с Францией, в то время как вице-канцлер Бестужев настаивал на том, что Петербургу в этом вопросе следует обратить свои взоры на Англию и Австрию. На тот момент Елизавета Петровна еще не определилась, какую из этих позиций поддержит. Поэтому Лесток хотел скомпрометировать своих «конкурентов», чтобы склонить императрицу на свою сторону. И Якоб Бергер тут пришелся очень кстати.
Сделали все по-умному. Во время одного из застолий Бергер «разговорил» сына Лопухиной – Ивана. В это время через стену от них сидел писарь, детально фиксировавший все сказанное на бумаге. Записал он и то, что Лопухины не любят Елизавету Петровну, и то, что она долго не пробудет на троне, потому как на престол взойдет Иоанн Антонович… Не забыли в тот день упомянуть и брата Анны Бестужевой. Его обвинили в измене родине годом ранее. Лесток торжествовал. У него появились доказательства того, что рядом с императрицей находится целая группа заговорщиков. У Лестока наконец-то появилась возможность нанести удар своему политическому противнику!
Смилостивилась и отрезала язык…
Так практически на ровном месте и родился заговор. Из пьяных откровений Ивана Лопухина и косых взглядов, обращенных на Елизавету Петровну… Этого хватило. Лестоку было плевать на судьбы Анны Бестужевой и Натальи Лопухиной. Он намеренно шел против вице-канцлера Бестужева. Как только Елизавете предъявили все «доказательства», она немедленно отдала приказ – арестовать.
Анна Бестужева, Наталья Лопухина, её муж и сын, а вместе с ними еще более 10 человек были заключены под стражу. Их всех долго допрашивали и подвергали пыткам. Однако никаких признаний они так и не сделали. Их всех обвинили в участии в заговоре против Императрицы Елизаветы. Якобы они хотели посадить на трон Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна Антоновича. Сперва Елизавета Петровна приговорила виновных к смерти. Однако, позже она решила смягчить наказание. Окончательным приговором стали: порка кнутом, урезание языков и ссылка в Сибирь.
Анна Бестужева скончалась в 1751 году в Якутске. Наталье Лопухиной через 20 лет удалось вернуться в Петербург. Тогда страной правил уже Пётр III. До самой своей смерти она объяснялась при помощи жестов. Говорить из-за подрезанного языка она не могла, только мычала.
А что касается Бестужева, то здесь ожидания Лестока не оправдались. Елизавета Петровна хоть и изменила свои взгляды в отношении внешней политики, но Бестужева причастным к заговору не сочла.