«Зачем ты всем рассказываешь, сколько тебе лет?»
«Не сказала бы, сколько сыну, сошла б за его сестру!»
«Никогда не говори про разницу в возрасте с мужем! Такое надо скрывать!»
Паспорт лучше съешь, рот на замок, лицо умное, вид загадочный, хитри, изворачивайся, молодись, хорохорься!
Переворот в моём сознании на эту тему случился не так давно, лет пять назад, когда мне было чуть за сорок. Термин «эйджизм» заиграл новыми красками. Казалось, в сорок лет жизнь только начинается. Оказалось, всё не так просто, а возраст действительно имеет значение. По крайней мере, при трудоустройстве.
Коллега, из бывших начальниц, возглавила новый проект на федеральном телеканале и пригласила меня с ней поработать. Несмотря на все мои доводы против, мол, с телевидением покончено раз и навсегда, мне не хочется снова пахать от обеда до забора круглосуточно, она была очень настойчива. Отказывать неловко, пришлось выслать ей резюме из вежливости.
Перезванивает:
- Кнор, ты в своём уме?! Зачем указывать возраст в резюме, да ещё и в первых его строках?
- А что в этом криминального? Зрелость не утаишь. Какой смысл? Ведь работодатель всё равно меня увидит.
- Но ты не выглядишь на свои лета, поэтому никто не всполошится. Тогда как эта цифра в резюме точно поставит на тебе крест, как на сотруднике. Тебя просто не возьмут!
– То есть, уровень моего профессионализма и работоспособность не в счёт? Опыт ничто, возраст всё?
Долго спорили, препирались, резюме переделывать не стала, списала слова коллеги на её чрезмерную мнительность. Хороший повод избежать мало привлекательной вакансии.
Очередной призыв к сотрудничеству случился месяцев через семь. Приятельница позвонила с предложением, от которого невозможно отказаться. Всё было прекрасно: и условия, и график, и заплата, и должность! Мечта, а не работа! Резюме отправила напрямую директору на почту, что прислала приятельница.
Перезванивает:
- Оля! Что ты наделала?! Я спала и видела тебя на этом месте! Протекцию тебе оказала! - сплошное разочарование и досада в голосе.
- А что не так?
- На кой чёрт ты свой возраст в резюме прописала?!
Ну, ё моё, опять двадцать пять! Точнее, сорок два!
Случилось так, что моей потенциальной руководительнице всего-навсего тридцать. Она жаждет подчинённых помладше, на худой конец, ровесников. В её планы никак не входит коллектив из взрослых тёток. Не срослось.
Возражать и объясняться не стала, меня вдруг осенило. Будь ты хоть тысячу раз супер профессионал уровня Бог, если тебе за сорок, пиши пропало. Хорошо, конечно, что можно выдать себя за тридцатилетнюю. Ещё лучше, когда в душе вообще «шешнадцать», и, как говорит моя знакомая: «В паспорте пенсия, в попе пионерские костры!»
Однако дискриминация по возрасту всегда будет висеть над тобой дамокловым мечом. Эйджизм суров и неумолим.
Поразмыслив, хочу ли поддаваться модному поветрию, решила всегда идти ва-банк и придерживаться внутреннего правила, воспетого Вахтангом Кикабидзе: «Мои года - моё богатство!»
И не ошиблась в выборе.
– Ну, сколько Вам там? Вы же не можете этого помнить! – Максим Аверин смотрит снисходительно.
– Мы с вами ровесники, Максим Викторович. Одного года выпуска.
– Да ладно?!
– Моей внучке пятый год… (благословенная Яся, каждый день благодарю тебя за то, что сделала меня бабушкой!) - улыбаюсь.
– Вы же выглядите лучше, чем я! - пожали друг другу руки. Вместо обещанных двадцати минут интервью - полтора часа захватывающего диалога. Говорить со взрослым журналистом, вероятно, интереснее - есть, что вспомнить.
Или вот ещё!
- Ну, сколько Вам, Оля? Тридцать с небольшим?
- С большим! - улыбаюсь. - Моей внучке в этом году четыре.
- Как внучке?! Не может быть! - Лев Валерьянович оживляется.
- Ещё как может!
- Для бабушки Вы отлично выглядите! - великий Лев Лещенко увидел перед собой совсем другого собеседника.
Возрастом своим горжусь, особенно статусом бабушки. Жеманничать не вижу смысла. Бояться признаться себе и другим, что через пару лет мне стукнет полтинник, тем более. Внутренняя свобода начинается там, где заканчиваются мнимые страхи.