Попробуйте представить, что потеряли четверть своего мозга, при этом всё ещё цепляетесь за жизнь мертвой хваткой! Расскажу историю не просто о выживании. Это будет путешествие в глубины человеческой психики, руководимое великим отечественным нейропсихологом, Александром Лурией. История о событиях Великой Отечественной Войны, о великих врачах и психологах, о реабилитации военных, пострадавших в тех страшных событиях.
Отгремела Великая Отечественная Война... Встала Великая Задача
Война отгремела. Мы одержали тогда Победу, но далась она ценой неимоверных усилий, с серьёзными потерями. Многие не вернулись с Великой Отечественной Войны. Те, кто вернулся, пострадали как физически, так и душевно. Встала серьёзная задача: оказать настолько максимально, насколько возможно, специализированную помощь участникам и пострадавшим гражданским лицам.
Пострадавшим помогали врачи, но не одни они: проблему решали и другие учёные, специалисты. О хирургии, о реабилитации обычной в этот раз рассказывать не буду. Сегодня расскажу о восстановлении пострадавших в 1940 и 1950-х годах и том, как в этом процессе участвовали психологи.
Что? Психология в СССР? Она разве не была объявлена лженаукой?!
Первое, что обычно слышишь от тех, кто хоть что-то помнит о событиях сталинских времён, что якобы психология в СССР была объявлена буржуазной лженаукой, а значит её и не было. Так вот, психология в СССР не просто была, но и процветала: существовала даже своя психологическая школа, что для некоторых может стать открытием.
Если не слушать бред либерастов, которые вообще всё советское и русское ненавидят, то всё у нас было. И сейчас есть. В СССР существовала своя психология: марксистско-ленинская, но при этом со своими наработками, идеалами, техниками и представлениями. На тот момент в мире действовало 15-20 психологических школ. Часть из них сохранились, часть видоизменились, что-то перестало развиваться. В нашей стране действительно не признавался в полной мере психоанализ, как одно из психологических направлений («Буржуазное учение доктора Фрёйда») — но это ведь капля в море.
К тому же драматические противостояния научных школ в XX веке, в том числе и в психологии, имели место не только в СССР, но и во всём мире. Этим тогда было не удивить.
Своя психологическая школа у нас была. Её основатель — известный советский педагог, психолог, учёный — Лев Выготский. Он основал так называемый «Круг Выготского». Это была неформальная группа из примерно 50 психологов и представителей иных смежных научных направлений, своеобразный научный кружок. Подобные кружки, кстати, тогда вообще не были редкостью: например, аналогичный кружок был у физика Льва Ландау.
Так что психология в СССР была. Больше скажу — её в школах преподавали! Наравне с логикой, семейной жизнью, чистописанием и иными подзабытыми школьными предметами.
Тем не менее, на тот период психология была очень молодым научным направлением. Самостоятельных учёных-психологов ещё не было. Чаще всего ею занимались выходцы из медицины (такие, как Иван Павлов), а также педагогики и представители иных гуманитарных профессий.
Александр Романович Лурия. Врач и учёный-психолог
Одним из самых ярких психологов довоенного, военного и послевоенного, в особенности, времени был Александр Лурия (1902-1977). Начинал он как врач, нейрохирург. Вообще, по образованию и первоначальному призванию он медик. Только вот так получилось, что если бы он и дальше оставался хирургом, то был бы лишь одним из многих. Да, возможно хорошим, даже блестящим, но одним из многих.
Поворотным моментом в судьбе учёного стало знакомство с Львом Выготским. Наш герой из «одного из многих врачей» стал выдающимся исследователем психологии и мозговой деятельности вообще.
В силу своей исследовательской натуры, Александр Романович проделал огромную работу по исследованию таких сложных материй, как работа мозга, а также изучение этих процессов и всего, что из них проистекает. Проводились серьёзные исследования. Была и международная работа, обмен сведениями. Кстати, многие из советских учёных бывали в Германии до войны: кто-то практику там проходил, иной обучался, третий — просто работал. Перед Войной затеяли множество проектов, но, к сожалению, как нередко бывает в жизни — грандиозным затеям помешали трагические события. Великая Отечественная Война.
Во время самой Войны, понятно, было не до «мирной психологии». Учёные, что были врачами, отправились на работу в госпитали. Не был исключением и Лурия. Впрочем, ближе к концу Войны стало понятно, что перед врачами стоит другая серьёзная проблема: мало спасать жизни раненных; нужно как-то их восстанавливать, возвращать к жизни, улучшая её качество.
Так, Александр Лурия возглавил клинику в глубоком тылу, на Урале, в Кисегаче. Это была необычная клиника: здесь не лечили от ранений, а лечили от их последствий. Здесь солдаты проходили реабилитацию. Помимо этого проводилась и серьёзная научно-исследовательская работа. Появилось новое направление психологии, названное «Нейропсихология». Александр Романович Лурия обессмертил своё имя как раз тем, что и придумал Нейропсихологию.
Нейропсихология. Нейронауки. Как вообще можно изучать мозг?
Прежде чем продолжим, давайте сделаем небольшое отступление. Как вообще можно изучать мозг, как понять, какая часть за что отвечает? Попробуем представить и подумать, как вообще можно узнать о работе органа, о точной работе которого ещё пока ничего неизвестно.
Нейронауки, а к ним относятся к примеру и учения об искусственных нейросетях и алгоритмах, что сейчас на слуху, называются так из-за нейронов: основных нервных клеток живых организмов.
Нейронаук существует множество: нейробиология, нейрофизиология, неврология и психиатрия (медицинское применение знаний), нейропсихология, да и психология вообще (психологическое применение знаний), а также огромное количество других областей знаний.
Деятельность мозга на самом деле можно изучать несколькими способами. Самое простое, но при этом не самое информативное — проведение простых экспериментов и наблюдений. По ним можно о чём-то судить, что-то подтвердить, что-то зафиксировать. Это не очень информативно, но уже что-то.
Второй способ, самый действенный (как оказалось): фиксировать травмы мозга, нервной системы, а затем изучать отклонения от нормы. Солдаты с травмами головы оказались наиболее ценным материалом для изучения, как бы это нехорошо не звучало. Была проведена колоссальная работа по картографированию, картированию головного мозга: сопоставлялись травмы, нарушения функций, а затем выявлялись таким образом и локализации исходных функций. Скажем, узнали, что у солдата или какого ещё пострадавшего задет мозжечок. У такого больного нарушена координация движений. Значит, судя по всему (и эти гипотезы подтверждались статистикой), мозжечок именно за такие-то нарушения и отвечает.
Были и другие способы. Скажем, как подтвердить полученные данные и гипотезы на практике? Проводились нейрохирургические операции. Прямо на голове, на мозге.
Обычно на каком-то этапе пациента будят, либо вообще не усыпляют: крайне важно оставаться в сознании. Это стандартная практика и в наши дни. Бывало, что врачи в дополнение к операции проверяли функции мозга. Происходило раздражение определённых зон его коры. Пациента просили описывать всё, что он ощущает, чувствует. Так, скажем, раздражение одних зон зрительной коры вызывало простые видения светящихся точек. Раздражение других мозговых зрительных центров вызывало уже ощущение неких геометрических фигур, цветовых и световых пятен. При раздражении так называемых третичных и четвертичных центров (если очень упрощённо, кора головного мозга делится на разные центры; каждый психический процесс представлен на нескольких уровнях: первый уровень является самым первичным, непосредственным восприятием, а вот третий-четвёртый уровень — это уже уровень интеграции, сложных процессов) пациент уже видел серьёзные зрительные видения, по типу галлюцинаций. Иногда даже со своим сюжетом.
Вот так дополнительно подтверждались на практике функции мозга. Всё это записывалось, а потом тщательно систематизировалось.
Кстати, такими операциями занимались Александр Лурия, Николай Бурденко, да и много кто ещё из известных хирургов того времени. Николай Бурденко, например, использовал любимый опыт по усыплению пациента без наркоза во время подобных процедур: путём раздражения стенок третьего и четвёртого желудочков головного мозга.
Существуют и другие способы изучения мозговой деятельности. Неинвазивные. То есть такие, где не нужно никого мучить: КТ, МРТ, электроэнцефалография. Правда, эти способы не работали бы изначально, если бы человечество не имело первичных сведений о работе мозга.
Нейропсихология — это интегративное учение, где объединены и психология, и нейрофизиология, нейробиология. Здесь изучается работа мозга и нервной системы, но в разрезе влияния их на психические процессы. Также, в это учение входит и практическая часть, отвечающая за восстановление и улучшение психических процессов.
Спасение лейтенанта Засецкого. Я буду бороться и буду жить!
Все эти знания о мозге — это здорово. Только какая от них практическая польза? Польза есть: создано несколько серьёзных программ по восстановлению утраченных функций мозга, нервной системы. Всё это без глубоких знаний о работе мозга было бы невозможно. Отрадно, но этой работой занимались те, кто мозг изучали. Александр Романович Лурия был как раз одним из исследователей, разработчиков методов по восстановлению людей после тяжёлых мозговых травм.
В Войну случилась драматическая и очень грустная, страшная история. Впрочем, подобных было много в те годы. Лев Александрович Засецкий, лейтенант РККА был очень тяжело ранен в голову. Случилось фатальное ранение. Пациент утратил четверть мозга! Была повреждена левая тёменно-затылочная доля. Очень неудачное место, так как этот участок отвечает за серьёзные и важные высшие психические процессы. Засецкий был в длительной коме. Когда он из неё вышел, обнаружилось, что у него очень крупные неприятности: логические процессы нарушены, причинно-следственные связи почти не определяются, нарушена интеграция левой и правой стороны тела (каждая сторона жила своей жизнью). А ещё возникла очень тяжёлая афазия — общие мозговые нарушения, включая проблемы с речью, восприятием, памятью, письмом. Самое же драматичное, что человек это всё осознавал.
Вообще, само по себе чудо, что Засецкий после такого ранения выжил (кстати, в итоге он прожил ещё 50 лет после своей страшной травмы). Были все шансы не выжить, так как люди и с меньшими травмами не выживали. Тем не менее, история лейтенанта Засецкого — это история Силы Воли, Силы Духа! Он чётко сказал: «Я буду бороться, я буду жить».
Кстати, эта история подтвердила гипотезы о так называемой нейропластичности. Нейропластичность — это компенсационный механизм работы мозга, когда травмированные участки выключаются из психических процессов (в силу разных причин), а их работу на себя берут другие, уцелевшие участки мозга.
История лечения продолжалась больше 20 лет. Велись дневники, причём их вёл как сам больной, так и доктор Лурия. Да, далеко не всё восстановилось, но учитывая характер ранения и все обстоятельства, даже такие результаты можно считать чудом. Частично восстановилась речь, память, внимание, письмо.
К сожалению, некоторые логические и пространственные понятия всё ещё остались для больного загадками, сложными заданиями. Кто больше — слон или муха? Можно ли сделать из бабочки слона? А из слона бабочку? Кто такая мамина дочка? Для здоровых людей это элементарные понятия, но когда нарушена работа мозга, когда левое и правое полушарие дезинтегрированы, даже такие задания становятся очень сложными.
Нейропсихология. Как простые часы и Судоку могут спасти мозг?
Благодаря работе с лейтенантом Засецким, Александр Романович смог разработать систему по восстановлению нейробольных. Кстати, довольно интересные методики были разработаны доктором.
Например, одним из восстанавливающих заданий была работа с часами. Простыми часами — со стрелочками и циферблатом. Восприятие времени на часах, это ведь очень комплексный процесс. Там и пространственное восприятие, и восприятие самого времени (за него отвечают, кстати, отдельные участки правого полушария мозга), и зрительные процессы, и мышечные. И ещё много и много чего. Простая работа с часами может быть очень сложной темой для людей с афазией, с травмами головы, а также для больных после инсульта. Тем не менее, постепенно восстанавливаются нейронные связи. Со временем всё возвращается.
Те, кто любят судоку и кроссворды, должны понимать, что это тоже один из способов нейрореабилитации. Простые действия с такой структурированной информацией — не простая забава, а сложный мозговой процесс, где интегрируются сразу много процессов попроще. Такие занятия также помогают восстановиться, особенно когда идёт движение от простых занятий к более сложным.
Отдельная тема — дети и детская нейропсихология. Без исследований, проведённых на взрослых, не получилось бы в наши дни помогать детям с задержкой психического или речевого развития, а также детям с тем же РАС. Методики, что используются в работе с детьми, хоть и адаптированы под юный возраст, все равно основаны на аналогичных процедурах для взрослых.
Доктор Лурия — и есть тот, кто создал Нейропсихологию. Детская нейропсихология также является его заслугой. Помимо того, что он был учёным и практиком, он ещё и написал огромное количество книг, учебников. История лейтенанта Засецкого была изложена в очень своеобразной форме. В виде романа, но романа научного. Медицинского. На русском книга называется «Потерянный и возвращённый мир». На английском она называется «The man in a shattered world». Кстати, тот случай, когда за рубежом книга оказалась даже популярнее, чем дома.
Личная мистическая история в Ленинской Библиотеке
Нейропсихологию, да и вообще, мозговые науки, я активно изучал. Было время, когда в Ленинской Библиотеке в Москве (официально она называется Российская Государственная Библиотека) я проводил дни напролёт, над книгами.
Произошла одна удивительная со мной история. Я вчитывался в учебники Александра Лурии. Как раз на тему работы памяти, сновидений, эмоций. Есть такая часть мозга, называется гиппокамп. Она как раз за эти процессы и отвечает. Так вот, обложился я учебниками, книгами, атласами. Сижу за рабочим столом в читальном зале библиотеки. Меня очень волновало, как всё-таки работает гиппокамп. Как сейчас помню, интересовала одна интересная мысль о том, что существуют так называемые тета-ритмы мозга. Существуют и определённые медитативные практики, направленные на изменение тета-ритмов.
С такими мыслями я постепенно заснул, продолжая какое-то время перелистывать раздел «использованная литература» в конце научной книги. А это, должен сказать, 500 наименований!
И вот я понимаю, что всё ещё продолжаю сидеть в Библиотеке над книгами. Вот только рядом со мной стоит улыбающийся автор — сам Александр Романович. Умерший за 35 лет до происходящих событий.
Он стоял и молча улыбался, ну а я также молча на него смотрел. Он положил руку мне на плечо, а другой рукой показал на дверь, где находится книжный каталог. На этом моменте я проснулся. И тут мне стало сразу же резко понятно, что надо делать. Чудесным, мистическим образом я проснулся, а перед глазами оказалась страница, где была указана нужная мне книга. Как сейчас помню: Ольга Виноградова, «Гиппокамп и память», семьдесят какой-то год. Я пошёл рыться в каталог. На моё счастье, книга на нужном месте оказалась. Самое же удивительное было находить книги, которые возможно читал сам Лурия. И именно в этом самом месте, в этом самом зале, в котором он сам неоднократно бывал. Ленинская Библиотека — очень необычное место, должен сказать. Когда находитесь здесь, помните, что в этом месте открытия совершались. Здесь собирались в разные годы разные умные люди. Преемственность и помощь от них, кто уже понял, можно прямо здесь получить!
Лирическое Заключение
Великая Отечественная Война — это хоть и Победная страница нашей истории, но при этом полная горя и потерь. Впрочем, сегодняшняя история показала, что Воля и Дух очень многое значат. Даже потери можно обернуть во благо, что показала история становления Нейропсихологии.
Когда кто-то из нас, наших близких или знакомых восстанавливается после травм, после инсульта, либо когда с ребёнком занимаются дефектологи, стоит вспомнить, а какой ценой были получены эти практические и теоретические знания: какие люди послужили источником знаний, какие люди всё это разработали.
Желаю всем Силы Духа и Силы Воли!
Жду ваших отзывов
Игорь Кучаев