Затрону очень непростую тему, которая активно в последнее время обсуждается в профессиональном сообществе. Тема эта - про то, что некоторые подходы в психологии якобы чуть более научно доказаны, чем все остальные. (спойлер - это не так)
Детские психологи часто отправляют семью к психиатру: уточнить диагноз и состояние ребенка, назначить медикаментозную поддержку, получить второе мнение, подтвердить свои опасения.
Живя и работая в маленьком провинциальном городе, бывает, я отправляю семью к психиатру в Москву, потому что знаю, что именно там будет узкопрофильный специалист по определенной теме. Никогда не отправляю к конкретному врачу, так как в моей картине мира это не вполне этично - даю контакт нескольких и предлагаю родителям позвонить и выбрать самостоятельно (цены за прием хороших и раскрученных психиатров в Москве сейчас очень высокие, запись иногда за несколько месяцев, поэтому семья должна сама выбрать, что ей комфортнее).
И вот день наступил, подопечная семья едет в столицу, получает консультацию, и сверх нее рекомендацию: вам нужен психолог, который работает в методе КПТ (когнитивно-поведенческая терапия).
Я училась КПТ и выборочно применяю этот подход в своей практике уже несколько лет, поэтому, думаю, имею право говорить про это направление.
Да, факт: КПТ прекрасно решает определенные задачи. Есть некоторые симптомы (например, тревога или страхи), где КПТ работает хорошо и быстро.
Но есть и "но", про которые хотелось бы поговорить.
1. Можно ли КПТ применять до 12 лет?
Мне видится, что КПТ проблематично применять с детьми младше 12 лет, особенно если жизнь ребенка сложилась так, что он оказался на приеме у психиатра. Здесь хорошо было бы проиллюстрировать то, как именно работает КПТ, но это повод для отдельной статьи. Скажу коротко - КПТ это работа с мыслями и убеждениями, и она великолепно показывает себя там, где клиенту сложно добраться до символического уровня, до своих глубинных неосознаваемых переживаний.
В норме (если нет серьезной травмы) ребенок, даже с психиатрическим диагнозом, великолепно управляется с символическим уровнем (успевай видеть в сюжетах, которые возникают в кабинете - и связывать с реальностью), и при этом, опять же, в норме тот же ребенок до 12 лет (даже без диагнозов, а с ними-то и подавно) - довольно плохо еще умеет анализировать собственную речь и препарировать мысли.
Поэтому в моей практике КПТ - это про взрослых и про подростков. (буду рада услышать альтернативное мнение)
2. Этично ли?
"КПТ - самый доказательный метод, поэтому вам нужно искать психолога, работающего в этой модальности", - говорит психиатр из Москвы. Задумывается ли психиатр, что ребенок на приеме у него оказался по наводке психолога, у которого ребенок наблюдается?
У меня такого не было, но пару раз такое случалось у моих знакомых психологов, которые работают в другой модальности. Сразу возникает вопрос: если у ребенка уже есть свой психолог, с этим психологом сложился контакт, этично ли (не разобравшись) на приеме говорить родителям, что нужен другой специалист?
3. КПТ - самый ли это "доказательный" метод?
Аарон Бек, основатель КПТ, был изначально психоаналитиком, и придумал свой метод для тех, с кем психоанализ был либо затруднен, либо невозможен (оператуарное психосоматическое мышление, отрезанный символический пласт, там где глубинная работа затруднена, и нам приходится "плавать" на поверхности вместе с когнициями).
Дальше произошло интересное - метод заметили (потому что он действительно способен снять быстро острые симптомы), и взяли на вооружение в американской системе здравоохранения. Страховая медицина в США - это отдельный детективный роман, боль простого народа, вокруг которой строятся избирательные компании (кому интересно погрузиться - интернет в помощь). Для страховой медицинской системы очень важно, чтобы было максимально быстро (то есть дешево), и чтобы при этом работало. КПТ с обещаниями "решить проблему за 10 сеансов" был тут как нельзя кстати. И что происходит дальше - КПТ начинает продвигаться как "самый доказанный" метод психотерапии.
На самом деле нет "самых доказанных" методов. Все методы в психологии работают, все они подтверждены исследованиями, все немножко про разное, и все при этом немножко про одно и то же (разные углы зрения на работу психики).
Для пытливых умов есть Pubmed, и там можно вводить разные запросы. Например, запрос (на английском) "эффективность применения КПТ" дает 300 результатов, запрос "эффективность применения психоанализа" дает 16 тысяч результатов. Это не про эффективность, это про изученность вопроса учеными. Открою секрет: в научных исследованиях по любой теме нет однозначности, вы всегда (если вдруг захотите) найдете подтверждение тому, что "Фрейд дурак" или "Бек какую-то ерунду придумал".
Недирективная игровая терапия, кстати, в рамках которой мы с ребенком "просто играем" - это тоже сотни исследований про эффективность метода.
4. Материальный вопрос. КПТ-терапевты в Москве стоят от 7-8 тыс за час и выше.
Для взрослого человека, который хочет решить свою проблему с помощью психолога быстро - это вполне может быть сумма, которая мотивирует на эффективную работу.
Однако, опыт показывает, что с детьми, особенно детьми, у которых есть состояния, требующие присмотра психиатра - управиться и преодолеть все трудности за 10 (а тем более меньше сессий) невозможно. Об этом я тоже многократно писала - за 10 сессий (это примерно три месяца) можно увидеть начало пути, но, как правило, стойкий результат работы (особенно с тяжелыми кейсами) виден через год и больше работы. Работы, к слову, регулярной (это встречи раз в неделю без пропусков). Многие ли родители готовы платить 7000 руб в неделю за психолога для ребенка?
Я хорошо знакома с московскими реалиями, так как еще три года назад жила и работала в Москве - так вот, скажу прямо, даже для семей, где уровень дохода ощутимо выше среднего, стоимость часа 7000 руб является чувствительной. А ребенку, повторюсь, особенно проблемному - нужны регулярные и длительные встречи. Именно поэтому детские психологи стараются идти на уступки в плане стоимости занятий, если семья испытывает финансовые трудности (а не потому что мы такие внезапно добрые люди), именно поэтому во многих российских благотворительных фондах есть целевые сборы на долгосрочную работу психолога с ребенком и семьей - семья в тяжелой жизненной ситуации никогда не сможет оплатить терапию самостоятельно, при этом долгосрочная терапия (для приемного ребенка, например), это не блажь, а необходимость, которая поможет встроиться в социум и не натворить глупостей со своей жизнью.
А завершу текст неожиданным предложением: если вы практикуете КПТ с детьми, которые приходят на прием к психиатру (то есть имеют некий диагноз из F-раздела МКБ), приходите, пожалуйста, на совместный прямой эфир? Мне кажется, это могло бы быть интересно!