Найти тему

Как абьюзеры не признают свою вину?

Абьюзеры способны причинять огромный психологический, или даже физический вред своим жертвам. При этом, в отличие от людей со здоровым поведением, они в большинстве случаев склонны отрицать свою вину, делая это иногда сознательно, но, пожалуй чаще не чувствуя эту вину, находя для нее оправдание и видя даже пользу в своих действиях. За этим скрывается несколько психологических механизмов, среди которых основные это самообман и отрицание. Благодаря использованию различных защитных механизмов, абьюзеры могут защититься от дискомфортных эмоций и могут поддерживать свое самовосприятие на достаточно высоком и комфортном для себя уровне.

Одним из центральных моментов отрицания вины абьюзером является когнитивное искажение. В результате этого процесса, абьюзер может (обычно автоматически) искажать реальность таким образом, чтобы она по сути становилась бы для него дружелюбной и поддерживающей в его действиях, то есть, соответствовала бы его ожиданиям. Не то, чтобы это не было бы свойственно и другим людям, но реальность абьюзера обычно оказывается чрезвычайно токсичной для других людей. Например, в такой реальности они могут легко перекладывать вину на жертву, оправдывая себя, что все, тчо они делают есть всего лишь следствие поступков жертвы, избегая таким образом принятия ответственности за свои действия.

Отрицание вины очень часто подкрепляется установкой "я вне критики". Такое часто свойственно абьюзерам с сильными нарциссическими чертами. Здесь абьюзер может считать, что его действия не подлежат оценке или критике. И это может быть еще одной очень мощной защитой, которая помогает им избежать чувства вины и стыда а, возможно страха, которые могут возникнуть при признании своих ошибок. Надо помнить, что во многом неготовность переживать именно эти чувства приводят к тому, что абьюзер будет всеми силами оправдывать свои действия.

Самообман - это еще один частый механизм, который позволяет абьюзерам сохранить положительный образ себя. Они могут убеждать себя и других в том, что на самом деле они действуют в интересах жертвы или что их реакции являются нормальной ответной реакцией на стресс или обиду. Тут может работать механизм, который можно обозначить, как «Если мне плохо, то я имею право на насилие». И речь идет не о том, что жертва его обидела или как-то жестоко поглумилась над ним, а просто если абьюзер устал на работе, у него стресс, с ним просто кто-то несправедливо обошелся, то по сути идет перенос ситуации на себя, что с ним несправедливо обошлись, а если пострадало его личное эго, то это оправдывает если не все, то очень многое — в том числе и нападение на жертву (не важно какое — физическое, эмоциональное, вербальное), которая не смогла в такой момент почувствовать его состояние и как-то поддержать.

Еще один механизм это привыкание абьюзера к насильственному поведению. Нередко они сами были жертвами насилия в прошлом, что могла сформировать искаженное представление о нормах взаимоотношений и личных границах. В итоге, абьюзеры могут воспринимать свои действия как обыденные и допустимые и не считать, что им нужно за что-то извиняться. Действительно, за что извиняться, если их действия «нормальные»?

Проекция тоже имеет немалое значение в том, как абьюзер снимает с себя вину за свои поступки. Здесь абьюзер может переносить свои собственные недостатки, неприемлемое поведение на жертву. Например, он может обвинять жертву в агрессии, хотя именно он является агрессором. Это происходит подсознательно и в искаженной реальности абьюзера кажется совершенное естественным. Ну, а если это жертва проявляет агрессию, то абьюзер не может быть виноват.

Еще одним способом снятия с себя ответственности может быть механизм, при котором абьюзер видит людей и ситуации в черно-белых тонах: то есть, в зависимости от некоторых обстоятельств он может видеть жертву либо хорошей, а, скорее даже идеализированной, либо плохой, ужасной. Это позволяет емурационализировать свое поведение, в котором он обесцениваетжертву (которую он в данный момент воспринимает как "плохую") и оправдывая свои действия. Такое часто случается в цикле насилия, когда во время фазы «медового месяца» абьюзер идеализирует жертву, а во время фазы нарастания напряжения постепенно начинает приписывать ее все больше недостатков и постепенно она становится абсолютно «плохой». Абьюзер подсознательно может сравнивать жертву из своего идеала с тем, что есть сейчас и, поскольку очевидно, что сравнение не в пользу жертвы, это может вызывать оправданную, как ему кажется агрессию. То есть, если жертва представляется абсолютным злом, то опять же никакой вины абьюзера в отношениях с ней не может быть по определению.

Все эти механизмы по сути цикличны и пока они работают, абьюзер может действовать, не испытывая вины или раскаяния.

Понимание этих механизмов важно для жертвы, чтобы лучше понимать динамику токсичного поведения и начать искать пути реабилитации себя после насилия.

Консультации психолога: https://psy-zoom.ru/

Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom

Группа поддержки вTelegram после абьюза: https://t.me/+Qab0EnRDoCFlMDc6

Поддержите меня на Boosty: https://boosty.to/petrakov