Всероссийский союз страховщиков (ВСС), опираясь на полученные жалобы пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), опубликовал данные за 2022 год, касающиеся нарушений со стороны медучреждений при оказании этим пациентам необходимой медицинской помощи. Число таких жалоб почти все время растет, и прошлый год не стал исключением. Подробности – в материале FederalCity.
Статистика показала, что, по сравнению с 2021 годом, нарушений при лечении сердечных болезней стало примерно на 30% больше. И что еще более настораживает, в 2022 году количество жалоб на качество медицинского обслуживания оказалось рекордным – 140 тысяч, что превышает показатель 2021 года в 3,5 раза.
Читайте также: «В России сложно получить лечение при самых опасных для жизни заболеваниях»
Только в 2020 году ВСС отметил резкое сокращение нарушений в таких случаях – их было 260 тысяч, но это объясняется тем, что во время пандемии COVID-19 плановая помощь пациентам с ССЗ, как, впрочем, и с другими проблемами, почти не оказывалась. Для сравнения, в 2019 году было зафиксировано 324 тысячи жалоб от сердечников. И к началу 2022 года, когда пандемия отступила и люди снова стали чаще посещать врачей, включая и кардиологов, а кроме того, снова увеличилось число госпитализаций, количество жалоб опять начало расти. И можно с уверенностью утверждать, что в текущем 2023 году жалоб от пациентов с сердечными проблемами меньше не станет. Об этом говорит статистика за первые три месяца этого года – 90 тысяч нарушений.
Здание в Москве, где расположен офис ВСС. Фото: Яндекс.Карты
Давно известно, что ССЗ чаще других болезней являются причиной летальных исходов, в том числе преждевременных, в молодом возрасте. По этой причине пациенты с ишемией и сердечной недостаточностью, а также перенесшие инфаркт или инсульт обращаются к врачам довольно часто. В результате и жалоб от сердечников поступает обычно больше, чем от людей с другими заболеваниями. Чаще всего они говорят о трудностях записи к врачу, а также о длительных ожиданиях в поликлиниках для получения необходимой диагностики, что приводит к затягиванию сороков постановки пациента на наблюдение у кардиолога. Кроме того, из-за нехватки врачей-кардиологов и текучки кадров пациент зачастую вынужден общаться с разными врачами, а это сильно мешает нормальному лечению.
После нахождения в больницах пациенты с ССЗ также часто жалуются на недостаток исследований и неточную диагностику, в результате чего назначенные им препараты не приводят к желаемому результату. Осмотры в стационарах часто проходят поверхностно и не регулярно, а лечащие врачи не ведут необходимых последовательных записей состояния пациента, из-за чего не получается отслеживать динамику болезни. Как следствие, пациента не всегда вовремя переводят в больницу с более современным оборудованием, где ему можно оказать необходимую помощь.
Приемная клиники "Чайка" в Москве. Фото: Яндекс.Карты
Однако с реальностью представленной статистики страховщиков согласны не все. Алексей Эрлих, который работает кардиологом в частной клинике «Чайка», усматривает финансовую заинтересованность ВСС в опубликованных результатах. По его мнению, чем больше жалоб, тем больше штрафов платят медучреждения, причем штрафы назначаются, в основном, за нарушение стандартов, установленных страховыми организациями, а не за плохое лечение. Кроме того, по мнению Эрлиха, трудности перевода пациентов в более оснащенные больницы существуют, как правило, в малых городах и поселках из-за логистики, а в крупных населенных пунктах таких проблем почти нет. Правда, даже если это так, то сложности со сменой больниц все равно остаются очень серьезной проблемой, поскольку маленьких городов и поселков в России намного больше, чем городов-миллионников.
Читайте также: «Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями требуется больше льгот»
В России с 2019 года действует федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», направленный на улучшение оказания медицинской помощи пациентам с ССЗ и на снижение показателя смертности от этих недугов. В рамках проекта есть программа, позволяющая людям, перенесшим инфаркт или инсульт в течение двух лет бесплатно получать дополнительные лекарства – всего 30 наименований. Однако медики все чаще заявляют, что выделенных на этот проект средств недостаточно – и это тоже одна из причин недовольства пациентов-сердечников получаемой медпомощью.