Сталкивались вы, с чувством того что утопаете в угнете́нном моральном состоянии, но бороться с этим , просто не хватает сил, и вы скрепя зубами терпите эти неприятные чувства?
Если ваш ответ "да"..., то давайте разбираться.
Синдром «выученной беспомощности» впервые описал американский психолог Мартин Селигман в 1964 году. Эксперименты, которые он проводил со своими коллегами, вырабатывали страх у собак по классической методике: животные жёстко закреплялись в станке и после сигнального звонка получали удар током, уклониться от которого они не могли.
Собаки просто, продолжали терпеливо получать удары тока, привыкая испытывать страх, как основное направляющее единственное жизненное чувство, уничтожающее все другие природные чувства как жизненные ориентиры и ведущее к полному дальнейшему уничтожению живого существа.
Далее в 1967 году он продолжил опыты с собаками. Цель исследования следующего эксперимента заключалась в том, чтобы проверить сможет ли животное после такого привыкания к потере поиска выхода из болезненной ситуации, всё же будет ли стремиться искать этот выход через убегание.
Оказалось, что те животные, которые не были обучены страху, при ударе током быстро выпрыгивали в безопасное место через барьер
или убегали в открытые двери клетки, в разных условиях эксперимента. Подобные эксперименты проводились не только с собаками, но и кошками, крысами, рыбами и у них тоже были аналогичные проявления.
Те же, у которых был в эксперименте, подобном первому - выработан страх, оставались на месте и не видели выхода – они его просто и не пытались искать – не видели открытых дверей и других возможностей – у них полностью отсутствовала способность поиска выхода из болезненной ситуации - они потеряли возможность надеяться на позитивный результат.
Что же нам это дае́т? Ответ довольно прост, у человека вырабатывается тот же самый рефлекс, вместо борьбы с проблемой, человек находясь в неблагополучных условиях длительное время, подверженный моральному и физическому насилию, начинает увядать в этом.
А также, если человек подвергается травле в школе или на работе - буллинги, моббинги, сексуальные домогательства и тому подобные амбициозные – необоснованные притязания, вырабатывающие у подчинённого человека чувство вины, безысходности, людьми, имеющими физическую и психологическую власть над ребёнком или взрослым человеком. И дело тут не в том , что ему это нравится,и он дае́т свое́ согласие на это ,просто он уже не верит, что сможет как-то повлиять на эту ситуацию.
Это всё и создаёт состояние «Выученной беспомощности» у подчинённых, однако это и говорит ещё об одном удивительном явлении, именно, что процесс этот обоюдный, созависимый, основанный на амбициях той и другой стороны, т.к. без насильника нет жертвы, а без жертвы нет и насильника.
У выученно - беспомощного даже инстинкт самосохранения теряет силу – он даже часто вызывает «огонь» насильника сам на себя своим поведением, самим своим видом, осанкой, мимикой, пантомимикой, речью, одеждой.
Это тупик??
-Нет.
Как мы с вами выяснили, что «Выученная беспомощность» формируется на чувстве страха, начинающимся с самоотрицания, основанное на, «Прагматизме», выбранном как «фундаменте» жизни, с его конкурирующими формами выхода из этого негативного состояния.
Упражнения:
1)Мысленно представьте, то место, где бы вы хотели побывать сами, в одиночестве, где вам будет приятно. Это может быть место, в котором вы уже были когда-то давно, может быть в детстве, или где-то недавно, или хотели бы побывать, увидев его в кино, видео, на картинке, или оно прямо сейчас наплывает перед вашими глазами.
Определите, в каких областях жизни проявляется беспомощность. Что бы вы хотели улучшить? Что вас не устраивает?
2)Подумайте, как можно улучшить, изменить, исправить то, что вам не нравится. Накидывайте как можно больше вариантов. Можно призвать на помощь близких и устроить совместный мозговой штурм — вероятно, они предложат идеи, до которых вы бы не додумались в одиночку. Кстати, в этой ситуации может проявиться беспомощность, если вам в голову полезут такие мысли: «и смысла нет пытаться», «все равно не получится», «от меня ничего не зависит», «это слишком сложно». Оцените мысли объективно: правдивы ли они, какие есть аргументы «за» их истинность, какие — «против». Лучше это делать письменно (даже если возникает мысль «все это бессмысленно»). Если аргументы строятся на предшествующем опыте, спросите себя, релевантен ли он, могла ли ситуация с тех пор измениться. Вдобавок можно представить, что ваш друг попал в такую же ситуацию. Что бы вы ему сказали? «Не пробуй, оставь это, у тебя не выйдет» или что-то другое?
3)Вспомните моменты, когда у вас что-то получалось, вы добивались успеха, получали похвалу (даже если это кажется мелочью). Особенно ценны будут воспоминания о том, как что-то получилось, когда вы не верили в успех.
4)Когда вы поняли, что некоторые мысли были искажены, и составили план действий на основе более объективного мышления, начинайте действовать. Важно, чтобы это были те самые реальные действия.
5)Не отступайте, даже если будет казаться, что «точно ничего не выйдет», боритесь с негативными прогнозами, возникающими в голове. Такие установки довольно живучи (они сформировались, скорее всего, не за один день), так что потребуется некоторое время, чтобы убрать их из своего сознания. Это нормально.
6)Зафиксируйте результат, каким бы он ни был. Проанализируйте, получили ли вы что-то полезное от вашего нового поведения. Даже если итог пока далек от уровня, к которому вы стремитесь, вы наверняка найдете в этом опыте нечто ценное. Нет? А если подумать?
7)Похвалите себя. Это важно.
Надеюсь, что это статья была вам полезна, берегите себя и своих близких.