как об основных добродетелях девочки, девушки, женщины говорено переговорено миллионы раз. И в моем собственном детстве родительское воспитание, не без назиданий, было именно в таком ключе. Если сказать просто: меня учили быть хорошей. Хорошей ученицей, помощницей родителям и дедушке, бабушке, доброй, честной и искренней, хорошей женой и матерью своим детям. Пишу все это, сама понимая, как сильно пошатнулись нравственный устои за время моего морального устаревания. Как я сказала как-то своему сыну в ответ на его пристойный аргумент, что ты хочешь от устаревшей модели матери. Я не пью, не курю. Почти не матерюсь, считая бранные слова лишними в привычном обиходе, по-прежнему честна и прямолинейна, что не всегда хорошо и уместно.
И все - таки, оглядываясь назад, я вижу картину своей прожитой жизни как нечто цельное и ясное изображение вырастающей девочки в зрелую опытную женщину, старающуюся не менять свои внутренние заложенные механизмы правильности. Эта врожденная открытость не самое лучшее и сегодня, и вчера. Но я в свои пятьдесят пять уже не сменяю их ни на что другое. Раз такое есть и не ушло, это не нос, который можно прооперировать. Внутренний мир на то и внутренний, чтобы был виден только тебе. Говорить о нем всему окружению чаще напрасный труд, чем благое дело. Тем не менее всегда во всех своих уже не школьных сочинениях и изложениях я приоткрываю завесу, потому как по-другому не умею. Что можно говорить, как не о своем собственном опыте, о чем можно рассказать, как не о собственно прожитой жизни с ее переменами, ударами и возвеличиваниями, с падениями и вставаниями. Много постов назад я говорила о том, что каждый из нас книга. Кто-то при этом рассказ или повесть, кто-то роман, а у кого-то и вовсе жизнь – многотомное собрание сочинений. При всем этом читаем мы всегда разное, любим каждый свое.
О том, что любовь основа всего с философской точки зрения я поняла не сразу. А вот что любить нужно всегда – это во мне без всяких философов сидело, без намека на изобразительность любви, а именно как основа всех основ. Про верность так же - она была по-умолчанию. Мама вышла замуж за папу и любила его все время несмотря на то, что папу любить было невероятно сложно. В его молодые годы было конечно проще: молодость, чувства особенно остры, объект вожделения облачен в восхитительную мантию, под которую совершенно не хочется заглядывать. Именно ее любовь притянула папу в брак, да и глядя на маму – как можно было в нее не влюбиться. И все же, чувств у папы было меньше. Уже в подростковом возрасте я услышала от мамы, что замуж нужно выходить в случае, когда тебя любят, а потом уже ты. Имелось в виду, что притяжение мужчины должно быть априори. Мужчину нельзя завоевывать. Ему природой предназначена роль предводителя и охотника. Хотя и мужчины бывают разные, что уж там. Бог в пары собирает порой невообразимо. Главное, чтобы конструкция получалась устойчивой от жизненных невзгод и ветров судьбы. Что забавно – крупные женщины порой удачно выходят за худеньких небольших мужчин. Капризных дам терпят спокойные ровные джентльмены, психам нужен эмоционально противоположный партнер. Звезде неплохо иметь рядом с собой восхищенного обычного, при этом устойчивого, понимающего и удерживающего баланс. Пары скорее всего подбираются и по психотипам. Хоть и всегда лучше ровня, одинаковым людям друг с другом будет, как мне кажется, скучно.
Любовь и верность, конечно, больше женское. При чем по принятым обществом моральным прописанным устоям. Любить мужчины могут, умеют и чудесно это делают. Но их любовь больше похожа на всполох, чем на ровный устойчивый огонь. Пусть не обидятся читающие это мужчины: в них животного больше, их любовь равна сексу в большей степени, и это данность. Они быстрее вспыхивают чреслами, чем женщина, хотя и это не однозначно. Вспышка помутняет разум, на объект надевается мантия, упорно скрывающая все, что хочется скрыть. И вот – уже и родилась молодая семья. Дети, жилье, деньги и все такое прочее обычное, без чего мы не мы. Если чувства, побудившие молодых вступить в брачные узы, лежат ниже линии горизонта (ну где-то в районе пупка), то и совместное пребывание будет так же строиться на все том же. И если настоящая родственная душа будет притягательна тебе не только инстинктами, то в таком случае та истинная любовь удержит людей рядом намного дольше. Что хорошо по всем параметрам. Хорошо ведь в браке, не правда ли? Детям хорошо в полных семьях, родителям хорошо знать, что жизнь их детей защищена таким спорным словом «брак». Семья не просто ячейка общества. Семья - это фундамент, на котором все строится и выдерживается, проверяется не одним торнадо. Один в поле воин, но когда вы вдвоем, то игра в четыре руки и на фортепиано звучит почти оркестром. Понятно, что за любовью верность идет рядом твердой поступью. Как быть в случае неверности? Как -то даже не знаю. Лично, мне кажется, если мужчина ищет женщину на стороне, находясь в браке, тем самым он обесценивает и себя и жену. Жену он выбрал неправильно, раз ему одному не хватает. И ее он сразу поставил в ряд обычных женщин взамен одной единственной, на которой женился, понимая что не хочет никому ее уступить. То же и в обратной измене женой мужу. Я читала книги и смотрела фильмы, много раз видя эти пути попадания в чужие объятия. Наверное, прозвучит пафосно, но выйдя замуж и полюбив мужа по классической маминой формуле, я забыла про остальных мужчин. Никто в мире не был лучше моего. До самого ухода из семьи я была приверженцем этой формулы любви до гроба, где есть юмористическое продолжение: дураки оба. Все это родом из детства. Из объема прочитанной литературы, тоннами поглощаемой во всех библиотеках родного Донецка. И маминого воспитания «хорошей девочки», с которым мне не удалось исправиться до сих пор. Какую бы там во мне кто не видел, я точно знаю, что было во мне все эти годы. Попав в предвоенном тринадцатом году к астрологу, я поразилась: оказывается планеты мои в момент то ли зачатия, то ли рождения сошли на вселенском горизонте так, что я родилась с абсолютной верностью как опцией, не подлежащей изменению. Мне было очень смешно узнать, что даже не родители, а звезды постарались сделать из меня то самое, к которому можно примонтировать совершенно противоположное. И там уж как в поговорке «хто кого поборе, той того попоре». Все получилось именно по классике жанра: Золушка с образованием и принц с материальным достатком, любовь нагрянула и дала жизнь и нам с ним и детям, и нашим родителям, и даже нашим бабушкам и дедушкам, которые увидели правнуков, кто успел.
Любви моей было так много, что на мове – забагато. Точно помню, что вразрез с канонами я любила отца своих детей больше детей. Наверное, это недопустимо. Мне не стыдно признаваться в этой своей неправильности, я уже перелистнула ту страничку, стараясь не сильно часто отлистывать ее назад. Дети – это твоя плоть и кровь. А мужчина – все-таки чужой. Вошел в твое положение, вышел из твоего положения и оставил тебя в твоем положении - гениально у Михаила Жванецкого. Любовь была выброшена на помойку истории. А жизнь пошла себе дальше не всегда стройными рядами. Барьеров и ямок хватило за край. Только так можно человека чему-то научить: только через испытания, страдания и падения. Совсем недавно случайная передача про ползающую гусеницу, которая все же нашла место поесть, свернуться в кокон и замереть, формируясь в бабочку, навела меня на мысль о цикличности всего это действа. Время гусеницы в коконе – это то самое созидательное, которое не видимо миру, не понимаемо самой гусеницей. Она просто живет и переформатируется, а уже родившись в новом виде раскрывает широко свои яркие крылья с изящным рисунком, и летит, летит пока есть простор. Быть жрущей зелень гусеницей, быть скуклившейся в кокон субстанцией, быть бабочкой – все эти этапы присущи и человеческой особи. А уж бабочковый век короткий, что там того лета.
Верность и любовь всегда красиво написаны в романах, в сценариях фильмов. В жизни всегда сложнее сохранить себе эти качества, и не потому, что это невозможно. В жизни так много соблазнов, искушений и молодых девочек, порхающих с ветки на ветку. Как на пляже у героя в «Ликвидации», которого играл чудесный Федор Добронравов: «Ну что же это такое делается! Изведут меня эти женщины своим телом!» На что главный герой Давид Маркович Гоцман ему говорит: «Жениться тебе надо». Не думаю, что режиссерский замысел Урсуляка лежал в пропаганде создания ячейки общества. Только в этом сюжете мне понравилось и это, и то, как Давид ночью привел Нору регистрировать брак - чтобы было все честно. Впрочем, какой женщине это могло не понравиться. Это канонически по фразе: все женщины хотят замуж, даже замужние. Потому что муж и мужчина это две разные ипостаси. И если чувства есть и проверены, то лучше все по-честному. Вот как бы и нелюбовь – это тоже честно. Когда случается она, то жить в браке и смотреть на нелюбимого – это неслабое испытание. Поэтому, когда кончается любовь, сползает та самая мантия, бережно укрывавшая объект от созерцания его недостатков (а у кого их нет?). И то, что радовало глаз, что будоражило воображение и давало простор фантазиям становится скучным и обыденным. А вокруг так много волнующих объектов, достойных нового воображения. Поэтому все как в перефразируемом названии передачи «Слава Богу, ты ушел». Та жизнь вспоминается, но живешь ты все равно этой, сегодняшней, с крылышками, пусть и примятыми порой разыгравшимся жизненным штормом. Шторма только укрепляют хрупкую конструкцию, мышцы крепчают с каждым взмахом. Такова природа человеческая – что нас не убивает, то делает сильнее. А любовь, если она есть, живет в каждой девочке, в каждой женщине таким себе нераскрытым бутоном полевого мака. Случись встреча – и он раскроется алым цветком, начало которого в крошечном маковом зернышке.