Помимо «анонимных» портретов, когда точно неизвестно, кто на них запечатлен, в художественных собраниях достаточно много произведений изобразительного искусства батального и военно-бытового жанров, сюжеты которых также не идентифицированы. Такие произведения обычно числятся в музейных описях как «батальные сцены» или «военные сцены». Но, по крайней мере, в ряде случаев, сюжеты таких изображений поддаются некоторому уточнению. Может быть, не всегда удается установить конкретный эпизод, который изобразил художник, как мы недавно сделали это с литографией из Русского музея, но нам вполне по силам определить хотя бы период/кампанию/военную часть… А ведь даже такая информация способствует лучшему пониманию изображенного, чем «абстрактная» аннотация, из которой ясно только, что «кто-то с кем-то воюет».
Предлагаю сегодня рассмотреть несколько «батальных сцен», хранящихся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Первая «Батальная сцена» принадлежит кисти баварского военного художника Альбрехта Адама. В России Адам известен прежде всего как автор рисунков, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. В течение этой кампании он состоял при командире IV армейского корпуса Великой армии Наполеона вице-короле Италии Евгении Богарне и делал зарисовки с натуры, которые затем вошли в альбом «Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы, совершенного в 1812 году». Но в Эрмитаже хранится картина Адама, не имеющая отношения к этому циклу и написанная явно в более поздний период
Как я уже не раз указал, в музее картина числится с аннотацией «Батальная сцена». Однако детали изображения позволяют идентифицировать сюжет как относящийся к наполеоновским войнам. Мы можем видеть, как французская пехота подвергается атаке австрийской (точнее – венгерской) кавалерии. В последней, благодаря особенностям униформы – светло-синие доломан, ментик и чакчиры, золотой приборный металл, зеленые кивера – опознается венгерский гусарский полк №10. В рассматриваемый период его шефом состоял австрийский фельдмаршал-лейтенант Йозеф Штипсич фон Тернова, поэтому полк часто называли просто «гусары Штипсича».
В течение наполеоновских войн Гусарский полк Штипсича участвовал в кампаниях 1805 г. в Италии, 1809 г. в Германии (Баварии и Австрии), 1813 г. в Австрии и Италии, в 1814 г. в Италии, в 1815 г., во время Ста дней, на юге Франции. Уточнить датировку изображенных событий нам позволят особенности униформы французской пехоты. В 1805 г. линейная пехота, подразделения которой и изображены Адамом, носила еще не кивера, а преимущественно шляпы-двууголки. В течение 1813 г. французская пехота переоделась в новые мундиры, введенные, согласно «Регламенту Бардена», официально опубликованному в 1812 г. На картине мы видим еще «добарденовские» мундиры. Логично заключить, что изображенный Адамом эпизод относится к кампании 1809 г, возможно, к сражениям при Эггмюле (Экмюле), Асперне или Ваграме, в которых активно участвовали гусары Штипсича. Ну и, соответственно, представляется, что подпись к экспонату должна выглядеть как-то так: "Эпизод Войны Пятой антифранцузской коалиции (ну, или Австро-французской войны 1809 г.) (?). Атака венгерского гусарского полка фон Штипсича (№10) на французскую пехоту".
Следующая «Батальная сцена» выполнена немецким художником Христианом Зелем в 1877 г.
Здесь все достаточно просто – два всадника прусского Гвардейского гусарского полка атакуют французских застрельщиков в ходе Франко-прусской войны 1870-71 гг. Судя по «регламентному» виду французских пехотинцев, они относятся к «старым» войскам еще имперского формирования, а не новым частям, формировавшимся «с бору по сосенке» Гамбеттой уже после пленения Наполеона III и падения империи. Это, а также явно летняя погода заставляют отнести эпизод, предположительно, к сражению при Гравелоте в августе 1870 г. или к боевым действиям, предварявшим сдачу французской армии при Седане в начале сентября того же года.
С последним на сегодня изображением все немного сложнее, в том смысле, что у меня есть только предположения, при этом не слишком фундированные. Приводимое ниже полотно известного художника Александра Орловского хранится в Государственном Эрмитаже с аннотацией «Батальная сцена: схватка казаков с калмыками (?)»
Изображения калмыков в головных уборах, подобных запечатленному Орловским на упавшем с коня всаднике, встречаются, но, как кажется, более характерными они (такие головные уборы) были для тюркских народов – башкир, киргизов, киргиз-кайсаков, то есть казахов.
Облик самих казаков заставляет думать об Уральском казачьем войске. Именно уральские казаки в начале XIX в. носили несколько близкие по внешнему виду головные уборы – высокие конусообразные шапки-«тумаки» с опушкой вокруг «околыша». Также до 1806 г.. уральские казаки носили малиновый (то есть близкий по цвету к изображенному Орловским) зипун.
Подчеркну – безусловно, облик казаков на рисунке не соответствует «хрестоматийному» внешнему вижу уральского казака начала XIX в. полностью. Кроме того, как я уже отметил, изображения калмыков в нарисованных Орловским головных уборах тоже встречаются, хотя и реже, чем в иных. Тем не менее, так сказать, по совокупности аргументов можно высказать предположение, что Орловским изображена схватка уральских казаков с киргиз-кайсаками.
Почти с такой аннотацией «родственная» по композиции литография и хранится в Пермской художественной галерее – «Сражение между казаками и киргизами»
Обратите внимание – на более поздней (1828 г.) литографии из Пермского музея по сравнению с картиной из Эрмитажа (1810 г.) казаки из шапок-«тумаков» переодеты во введенные в Уральском войске по аналогии с донскими казаками меховые шапки (которые позже стали называть папахами) и фуражки.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.