Найти в Дзене

Как правильно нужно садиться ребенку с ДЦП? Родителям на заметку

Оглавление

Малышу, которому поставили диагноз «детский церебральный паралич», трудно сидеть, ползать, ходить и держать спину ровно. Эти простые движения не даются ему из-за чересчур слабого тонуса мышц. А бывает, что при попытке сесть он испытывает боль и потом уже не стремится попробовать снова.

Расскажем, на чем сидеть ребенку с ДЦП, а на чем не стоит и предложим три упражнения для домашний занятий.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Особенности ДЦП

Заболевание возникает на первом году жизни ребенка или сразу после рождения. Его провоцируют травмы, в том числе и родовые, инфекции и болезни матери во время беременности: самыми опасными считаются ветрянка и краснуха.

Главная и отличительная особенность ДЦП — это двигательный расстройства. Так как ДЦП развивается в раннем детском возрасте, то мешает малышу взаимодействовать с миром через основной канал восприятия — движения. Это происходит из-за нарушений в работе головного мозга. Когда ребенок растет, то разрушенная структура не развивается, как должна, — ее развитие останавливается на определенном уровне. На каком — зависит от площади повреждения мозга. Вместе со структурой отстают и функции: им не на чем «базироваться», поэтому движения у ребенка с ДЦП изначально формируются неправильно или не формируются совсем.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Почему сложно сидеть

Сложность в том, что у детей с ДЦП нарушены зрительно-моторная координация и крупная моторика — движение всем телом. Ребенок не может удерживать баланс самостоятельно. Если с ним не заниматься, то эти трудности он «не перерастет»: то есть, даже если он станет старше, то навыки баланса не придут к нему сами собой, как у здоровых детей. Здоровые малыши до года активно исследуют мир через моторику: трогают вещи, хватают игрушки, ползают, падают и учатся ходить. У детей с ДЦП нет этих возможностей, и без поддержки взрослого им не справиться.

Как правильно садиться и на чем сидеть

На чем сидеть. На достаточно жестком стуле с подлокотниками. Высота стула должна регулироваться и соответствовать росту, — когда колени ребенка согнуты под 90 градусов, то стопы должны полностью стоять на полу, а не болтаться в воздухе. В такой позе у ребенка создается упор, и он чувствует тяжесть собственного веса. Это важно, чтобы равномерно распределить нагрузку на позвоночник и избежать перенапряжения мышц. Так ребенок может просидеть достаточно долго и не будет быстро уставать.

Есть специальные ортопедические кресла, которые частично фиксируют ребенка и помогают ему поддерживать позу и равновесие. У них есть подголовники — для детей, которые не могут самостоятельно держать голову и фиксаторы — тазовые, для стоп, для спины и боковая поддержка. Эти кресла обычно используют специалисты-реабилитологи.

На чем сидеть не стоит. Мягкие кресла, диваны и пуфы нужно исключить: на такой поверхности многим детям с ДЦП сложно устойчиво сидеть.

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Теперь приведем несколько вариантов упражнений, которые можно делать дома. Важно сочетание домашней поддержки и реабилитационных мероприятий. Одно другое не должно исключать: команда специалистов помогает малышу с ДЦП компенсировать нарушения и учит основным навыкам, а родители закрепляют результат. Только такое сочетание даст лучший эффект.

Прежде, чем использовать упражнения, проконсультируйтесь с лечащим врачом ребенка и спросите, можно ли ему их применять, — упражнения не универсальны и подходят не для всех форм ДЦП.

С наклонами вперед. Родитель садится на колени и присаживается на пятки. Ребенок стоит спиной к родителю. Нужно постараться сделать так, чтобы ноги ребенка были на ширине плеч. Родитель удерживает стопы ребенка руками, а ребенку нужно сесть на бедра родителю и прижаться к нему спиной. Потом родитель медленно привстает из своей позы и наклоняется вперед, заставляя ребенка вставать с помощью этого движения. Главное, чтобы ребенок не заваливался вперед, а именно пытался встать. Это упражнение помогает малышу наладить баланс со своим телом.

Со стулом. Родитель и ребенок стоят лицом к лицу. За спиной у ребенка — стул. Родитель придерживает ребенка под ягодицы и слегка жмет на грудь, медленно опуская малыша на стул. Упражнение нужно, чтобы ребенок понимал, что такое «положение стоя» и «положение сидя» и какое действие нужно совершить, чтобы переключиться из одного в другое.

С мячом. Родитель сидит на полу, ребенок сидит спиной к родителю между его ног. Перед ребенком — надувной мяч. Например, для пляжного волейбола. Когда ребенок берет мяч руками, родитель приподнимает его так, чтобы ребенок принял устойчивую сидячую позу.

Если ребенку сложно, то можно разделить упражнения на несколько подходов и делать их с перерывами на небольшой отдых.

Дети и взрослые с ДЦП могут стать независимыми. Для этого им нужна постоянная поддержка: физическая и психологическая. Помогать можно вместе с нами — с фондом «Движение к достижению».

Необходима консультация со специалистом.