Когда говорят, что современное изобразительное искусство пришло в упадок, то я с этим совершенно не согласен. Есть очень много замечательных современных мастеров, которые продолжают славные традиции предшественников и развивают свое, ни на кого не похожее творчество, вселяя этим уверенность в том, что настоящее искусство никогда не исчезнет, что бы там ни говорили.
Именно таких мастеров современного искусства я и увидел некоторое время назад на другом краю Земли - в галерее «Меловая ферма» в городе Санта-Фе в штате Нью-Мексико.
Там постоянно выставляются художники, составляющие гордость современного изобразительного искусства, которые не прогибаются под новомодные подчас разрушительные течения и идут своим путем, не взирая ни на что. Тем они и интересны.
Вот о них и будет мой новый рассказ сегодня (предыдущие подобные публикации можно найти по ссылкам под этой статьей).
На заставке (превью) это статьи работа Майкла Паркеса «Похищение Европы».
Майкл Паркес — один из ведущих художников, скульпторов и литографов в жанре магического реализма. Родился в 1944 году. Творческий путь художника, который сейчас живет в Испании, был долгим. Научившись рисовать раньше, чем писать, он создал свой собственный стиль, отличный от других.
Страстно увлеченный восточной философией, он в свое время попытался перенести ее на холст и попутно начал экспериментировать с цветной каменной литографией, став впоследствии непревзойденным мастером в этом чрезвычайно трудоемком и кропотливом занятии.
Необычность работ Майкла Паркеса в том, что метафизические и духовные элементы его образов соединяются в реальность, вызывают таинственную атмосферу, которая может быть расшифрована с помощью древней мифологии и восточной философии.
Миф о похищении Европы рассказывает о дочери финикийского царя, красавице с пышными косами. Однажды Зевс заметил ее и залюбовался красотой царевны. Он явился в виде прекрасного белого быка и начал ластиться к Европе. Она беспечно забралась быку на спину. В этот момент он бросился в воду и поплыл прочь от берега, после чего привез ее остров Крит, где явился ей в человеческом обличье и подарил драгоценное ожерелье.
В знак любви Зевса к Европе на небе появилось созвездие Тельца. В этой легенде отражаются представления древних греков о зарождении цивилизации на Крите. В гомеровские времена Европой называлась территория Средней Греции, а позже это название перешло на весь материк.
Миф о похищении Европы часто появляется на произведениях художников. Мастера разных стран и художественных школ обращаются к нему снова и снова. С античных времен до нас дошло множество фресок и рисунков на вазах с этим сюжетом. Даже в строгие времена Средневековья миф о похищении Европы периодически воплощается в книжной миниатюре. Начиная с эпохи Возрождения он вновь становится чрезвычайно популярным и остается таковым до наших дней.
Майкл Паркес не стал исключением и тоже создал свою визуальную версию древнего мифа. Очень, надо сказать, красивую.
Дэниэл Герхартц.
Художник родился в 1965 году в городе Кеваскум (штат Висконсин), где живет и работает по сей день, создавая очень красивые работы в импрессионистическом стиле.
Глядя на его наполненные солнцем картины иногда кажется, что изображен наш, а не заокеанский мир. Мир спокойный, добрый и очень человеческий. Наверное, это проистекает от того, что этот художник очень любит русскую живопись, в частности Репина и Левитана. Но он не подражает любимым художникам, а создает картины в своей собственной, очень узнаваемой манере, которая мне лично очень импонирует.
А теперь хочу показать работы двух очень интересных современных польских художников.
Томаш Ален Копера.
Вдохновляясь человеческой природой и тайнами Вселенной художник творит совершенно необычный мир. Его картины насыщены символами, касающимися человеческой психики и отношения с окружающим миром. Каждое его полотно наталкивает зрителя на размышление о сущности человеческой жизни.
Ни для кого не секрет, что человеческая натура - таинственна, и может проявляться как со светлой, так и с темной стороны. Поэтому очень сложно переоценить уникальные картины этого польского художника-сюрреалиста в плане философского подтекста, заложенного в каждом его полотне. В них каждый может узнать себя, а вернее состояние своего внутреннего «я». Мы так привыкли скрывать под маской свою сущность, что иногда кажется, что эта маска уже приросла к нам навсегда. И лишь искренние чувства иногда способны сорвать ее...
На меня этот художник произвел в свое время очень сильное впечатление, особенно когда видишь его работы вживую, поэтому я в очередной раз предлагаю посмотреть его работы, которые кроме того, что мастерски исполнены, но и заставляют задуматься, задевают за живое, а это дорогого стоит.
Художник не дает названий своим картинам, предоставляю зрителю поле для размышлений. И это очень интересный подход.
А дальше работы еще одного очень своеобразного польского художника.
Мариуш Левандовски.
Картина "Видение в небе".
Картина "Затмение".
Картина "Гравитация"
Этот польский художник-сюрреалист – один из самых неординарных представителей современной живописи. Автор картин выходит за рамки обычного искусства, поэтому он и заслуживает того, чтобы называться неординарным.
За идеями для своих картин он отправляется в самые глубокие слои подсознания, извлекая оттуда не совсем обычные образы, помещая зрителей в некий сновидческий мир, полный странных видений и пропитанный мистикой.
Он изливает на полотно свои видения и чувства, играет светом и контрастом. Его работы по размерам не очень большие, но обычно выглядят как масштабные пространства, полные символов и наводящих на размышления деталей, которые каждый зритель имеет возможность интерпретировать по-своему – автор, кроме названия, никогда не интерпретирует и не поясняет свои картины.
Работы этого художника могут нравиться или наоборот, но мало кого оставляют равнодушными. Да, они далеки от благостного и умиротворяющего созерцания, но без сомнения – очень сильны.
А теперь работа нашего соотечественника и современника, о котором я уже раньше рассказывал.
Владимир Куш. «Всегда вместе».
Два раздвигающиеся и сближающиеся лезвия ножниц - символ союза мужчины и женщины, то встречающихся в любви, то расстающихся в ссоре.
Этот маятник чувств может перерасти в танец стальной пары, оставляющей после себя стопки разрезанных любовных писем…
И в заключение сегодняшнего рассказа я вновь обращаюсь к творчеству одного из самых, на мой взгляд, сильных и оригинальных современных художников.
Джон Питр. «Фантазия о гавайском океане».
Это один из самых гуманистических и остро чувствующих несправедливость художников современности. В одной из предыдущих публикаций я уже приводил его, на мой взгляд, наиболее сильную работу «Сопутствующий ущерб», которая в свое время произвела на меня очень сильное впечатление как содержанием и смыслом, так и живописной и композиционной частью (ее можно найти по этой ССЫЛКЕ).
Но сегодня я хочу показать картину из другой его серии, более умиротворенной. Ведь иногда хочется отдохнуть от серьезных философских или остросоциальных тем.
На представленной картине изображен волшебный мир ленивого дня с очаровательной серфингисткой и гавайскими дельфинами. Это не удивительно, поскольку сам художник живет на Гавайях. Так что эта картина недалека от реальности, так как около Гавайских островов серфингистов часто встречают дельфины и черепахи. Об это как раз и говорит представленная фантазия Питра о такой встрече гавайских дельфинов и красивой женщиной-серфингисткой. В общем, это просто красота как таковая без каких-либо скрытых смыслов. Что ж, иногда нам хочется именно такого…
Я отчетливо понимаю, что не все согласятся с моей оценкой вышеназванных художников. И это нормально. У каждого на всё может быть свое мнение. Все мы разные и тем интересны.
Касательно же того - что есть хорошее искусство, а что китч... приведу свое давнишнее стихотворение.
И если всё это не является вразумительным ответом, то вот высказывание И.Е. Репина, которого обвинить в непонимании природы искусства не поворачивается язык.
Так что если что-то непонятно, то тут я уже бессилен помочь. Да и времени на бесконечные бесплодные дискуссии, увы, нет.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации: