Если вам просто сказать, что закон этот касается сенсорно-моторных процессов и связывает время движения с точностью движения и с расстоянием перемещения, вряд ли вам это будет интересно.
И даже если я предложу вам полюбоваться на его математическое изложение, это тоже понравится лишь самым загадочным юзерам.
Но вот как раз поэтому надо попробовать изложить всё так, чтобы стало и понятно, и интересно.
Начнём с того, что Пол Фиттс - американский психолог, причём - военный (!) психолог. В 1954 году он провёл банальный, казалось бы, эксперимент со вполне предсказуемым результатом. То есть положил на стол два листа бумаги с нарисованными мишенями и попросил испытуемых поочерёдно попадать в них ручкой. После чего слегка увеличил расстояние между ними. Потом ещё. И ещё. А затем он сделал то же самое с самого начала, но при этом каждый раз размер мишеней уменьшался.
В результате и был сформирован тот самый ЗАКОН ФИТТСА: чем больше расстояние от одной до другой цели и чем меньше размер самой цели, тем сложнее в неё попасть.
Что может быть проще, скажете вы, да мы таких законов сейчас наклепаем два мешка, скажете вы. И будете правы ровно до того момента, пока не окажется, что фиттсовский закон почему-то применяют при создании компьютерных программ и графических интерфейсов, а ваши два мешка - никто и нигде.
Просто веб-дизайнеров с младых ногтей воспитывают в традициях следования ЗАКОНУ ФИТТСА, и они учитывают его при создании так называемых "мишеней" - кнопок, слайдеров, ссылок и пр. Конечно, не все из этих специалистов делают правильные выводы, но если они всё правильно уяснили, то обязательно поступят так, как завещал великий Фиттс: чем больше кнопка, тем проще в неё попасть:
Ещё раз повторяю: вроде бы закон излагает прописные истины, но почему-то реализуют его на практике лишь те, кто понял суть и смысл жизни не на бумаге, а на деле. Вот, понимаешь, все знают, что нельзя ставить разные по смыслу кнопки рядом, потому что пользователь может ошибиться и сделать неверный клик. Но ведь продолжают ставить, хоть ты тресни!
Возможно, на это есть своя причина - "я художник, я так вижу", то есть человеку может показаться, что когда все кнопки одного размера - это красиво, а наоборот - ужасно. Но ведь никто же не мешает, сохранив размер кнопок, просто увеличить их область нажатия! И это тоже будет аккурат в духе ЗАКОНА ФИТТСА. Но ведь и этого же почему-то не делают.
(Говорят, именно из-за того, что дизайнеры Apple руководствовались ЗАКОНОМ ФИТТСА, а дизайнеры Microsoft нет, панель настроек в программах для macOS удобнее, чем в их аналогах для Windows. Дело в том, что у "яблочников" эта панель всегда находится в самом верху экрана пользователя, а значит, пользователю промахнуться по кнопке сложнее, так как сверху есть физический ограничитель - граница экрана ноутбука или монитора. А у "окошечников" выше панели инструментов вверху окна есть небольшой отступ под панель с кнопками «Закрыть», «Свернуть» и «Открыть на весь экран». Из-за этого попасть в нужное место становится сложнее. Спасибо, хоть кнопка «Пуск» стоит в самом углу, поэтому можно вести курсор «куда-то в угол», и точно попасть в нужное место. Но это так, к слову...)
Пол Морис Фиттс (5 мая 1912 - 2 мая 1965) - американский психолог, специалист в области экспериментальной, промышленной, организационной и военной психологии.
Закончил магистратуру в университете Брауна, получил степень доктора философии в Рочестерском университете.
Работал помощником исследователя в университете Теннесси, заместителем руководителя психологического отдела в Управлении авиационной хирургии ВВС США. Руководил психологическим отделом Аэромедицинской лаборатории Военно-воздушных сил. Преподавал в Университете штата Огайо, был профессором Мичиганского университета, а затем, там же, директором Центра деятельности человека.
Фиттс внес серьезный вклад в науку, применив психологические теории и принципы к практическим проблемам, в частности к авиации. Его работы помогли определить новую область психологии - инженерную психологию, - которую он с позиции прагматизма обозначил как применение психологических знаний к разработке и управлению практическими системами. Однако вклад Фиттса выходит далеко за пределы простого применения принципов человеческой деятельности. Он всегда говорил, что инженерная психология никогда не станет заслуживающей уважения технологией, если не будет опираться на широкую базу теории. И он много сделал для ее процветания.
Во время Второй мировой войны и после нее Фиттс не только занимался такими неотложными проблемами, как дизайн кабин самолетов, обучение операторов радара и т.д., но и проводил более фундаментальные исследования по восприятию видимых форм, обработке информации, по мотивациям, установкам и проблемам окружающей среды. Ближе к концу жизни Фиттс занялся разработкой теории информационно-обоснованных поступков человека, которая объединила наши знания о человеческих ощущениях, мотивации, научении, мышлении и решении проблем.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!