Недавно увидел эту забавную картинку, которая действительно отображает существующие реалии. Как юрист я хочу рассказать как и почему это происходит. Поскольку ко мне иногда обращаются сами пенсионеры или их дети/внуки за помощью в возврате денег, которые были переведены таким вот телефонным разводилам. Да и больше скажу, два раза я и сам был свидетелем, как почти весь отдел банка уговаривал пенсионера не брать кредит. В общем, обо всём по порядку.
Конечно, наши пенсионеры не миллионеры. Максимум их сбережений - к сожалению, только на похороны. Как правило это несколько сотен тысяч рублей. Кто-то из пенсионеров мошенникам отдаёт эти самые сбережения, в желании "приумножить" сумму (это я говорю про мошенников, которые якобы"брокеры"), а кто-то из пенсионеров (чаще всего) эти деньги не трогает - для них это прям табу.
И тогда пенсионеры идут... в банк. За кредитом. Вот и вся разгадка. Пенсионер получает кредит и переводит деньги мошенникам.
Но давайте расскажу вам про две ситуации, которые я видел сам лично. И вы поймёте, как это всё работает. А в конце дам напутствие, что нужно сделать, если у вас есть пожилой (или не очень), но доверчивый родственник.
Ситуация 1. "МТС-Банк". Пришла бабушка. Говорит сотрудникам банка, что ей нужен кредит. Сотрудники спрашивают на какие цели он ей нужен. И тут она выдаёт: "Мне позвонили из Центрального Банка РФ и зарегистрировали меня на инвестиционной площадке. Сказали денег им перевести, чтобы приумножить сумму". Ну, в общем, всё понятно. Если вы ещё не догадались: ЦБ РФ сам лично вообще никому не звонит и никому ничего не предлагает. Тут сотрудник банка начинает лаконично объяснять, что её обманывают и кредит лучше ей не брать. И тут бабушка превращается в агрессивную бабку, которая начинает орать, что они лишают её заработка тем, что не выдают кредит и т.д. Ну тогда уже подошла менеджер банка и начала объяснять то же самое: бабка вообще не слушает. Тогда бабка психанула и начала уходить со словами: "Пойду в соседний Сбер кредит возьму!" На что менеджер попросила её остаться, типа щас при бабке будут звонить в ЦБ РФ. И да, у ЦБ РФ есть контактный телефон. В итоге при бабке сотрудник ЦБ подтвердил, что такой ерундой ЦБ не занимается. Тогда бабка от стадии агрессии перешла в стадию скепсиса. Типа, её разводят и на самом деле сейчас не в ЦБ звонили. В общем, чем кончилась ситуация - не знаю, поскольку мне пора было уходить. Зато я знаю, чем закончилась...
...ситуация 2. "Почта Банк". Аналогичная ситуация, только пришёл уже дедушка. Аналогичная ерунда - только позвонили ему не из ЦБ РФ, а из якобы какой-то инвестиционной площадки. Ну сотрудник банка начал объяснять, что это всё обман. Дед - пусть и спокойно, но сказал, что пойдёт в другой банк брать кредит. Тут сотрудники не стали его останавливать, как в первой ситуации - ну, не слушает - пусть идёт и берёт свой кредит.
Поэтому суть такая: объясните своим пожилым (и не очень) родственникам, что настоящие инвестиционные площадки (та же самая СПбБиржа и МосБиржа) не звонят и не предлагают заработать. А если у вашего человека проблемы психологического характера (такие пенсионеры ко мне тоже обращались) - то не поленитесь признать это через суд, чтобы пенсионер потом не взял ненароком кредит на миллион и не перевёл его какому-то ублюдку, который занимается такой деятельностью.
Конечно, в некоторых ситуациях деньги вернуть можно, но далеко не всегда.
Спасибо, что дочитали статью. Надеюсь, что она была полезна и заслужила соответствующей оценки. Если у вас есть какие-либо дополнения – пишите в комментарии.
С уважением, юрист Эдуард Чубуров. Санкт-Петербург.
Если вам нужна юридическая помощь, то можете обратиться по контактам ниже:
✔ https://chuburov.ru/ - мой сайт
✔ https://vk.com/chuburovjurist - вступайте в группу в ВКонтакте
✔ 8 (904) 334-42-05 – WhatsApp (пишите)
✔ chuburovlaw@yandex.ru – электронная почта