Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Я был в Москве, Валентина. Инглиш леди не должны летать через Москву". История любви британского аристократа и Вали Гусевой

"Инглиш леди не ложатся на перила, Валентина!" Фото в Сан-Суси - из семейного архива.
"Инглиш леди не ложатся на перила, Валентина!" Фото в Сан-Суси - из семейного архива.

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ⤵️

В июне она поехала к нему в гости.

Во всей квартире в разных местах были разложены записки на двух языках, чтобы легче было общаться.

Валя познакомилась со взрослыми дочерьми Дэвида - Хезе и Дженни. Дэвид сделал Вале предложение, подарил помолвочное колечко с бриллиантом и прелестный белый марципановый тортик с алой ленточкой. Дочери очень беспокоились:

"Валентина, отец вас так любит. Скажите, вы могли бы переехать сюда? Мы очень боимся, что он переедет в Россию".

Примерно о том же говорили друзья Дэвида, Лилиан и Мелвин:

"Скажите, вы могли бы здесь жить? Нам страшно отпускать Дэвида в Россию".

Дэвид приучал Валю к английской жизни:

"Валентина, запомни: ты теперь -- леди. А инглиш леди не ходят в туалеты для women, они ходят в туалеты для леди".

Валя -- рукодельница. В Риге получала грамоты "за участие в выставке прикладного искусства". Отцу Дэвида сама связала и подарила шерстяной шарф. Старика это очень тронуло, Валю он сразу полюбил. С тех пор как только он ее видел, у него поднималось настроение и он начинал мурлыкать какие-то мелодии.

Провожал Валю Дэвид до Хельсинки -- понятное дело, купив ей билет до Риги за фунты: "Я был в Москве, Валентина. Инглиш леди не должны летать через Москву, лучше через Хельсинки".

Прощаясь, он сказал: "Я прошу тебя только об одном, Валентина: подожди один год до женитьбы! Мне нужно уладить кое-какие дела с имуществом". Потом он писал: "Я постараюсь быть хорошим отцом для Антона, хотя для меня это очень непривычно -- я никогда не воспитывал мальчиков".

В сентябре 1990 года Валя и Дэвид встретились в Западном Берлине, потом еще раз там же в феврале 1991го - у фрау Элен Кеберник, с которой познакомились на том самом турнире в Риге.

Дэвид Джаррет -- довольно известная личность в Британии, да и вообще в шахматном мире. Он хорошо знаком с Карповым и Каспаровым. Дома у него висит фотография, на которой он беседует с Маргарет Тэтчер. Он -- владелец четырех фирм, а пятую -- туристическую -- покупает специально для Валентины: ведь она такая деятельная, подвижная, дома не усидит!

Недавно он написал Вале:

"Здравствуй, моя русская принцесса! Теперь я богач -- у меня уже сто твоих фотографий. Я заказал для них хорошие рамки и развесил по комнатам. С каждой стенки на меня смотришь ты. Так мне легче пережить нашу разлуку".

Сейчас он звонит Вале три раза в неделю: утром и вечером в воскресенье и вечером в один из будних дней. Говорит, что разговор с ней дает ему силы прожить до следующего звонка.

В апреле 1991го Дэвид приехал в Ригу: "Валентина, я хочу свой день рождения отметить с тобой".

Надо сказать, что многое в нашей жизни ему было сначала непонятно. Однажды Валя решилась привести его к себе в коммуналку, а дом стоял рядом с парфюмерным магазином. В тот день в магазине как раз давали лосьон. И в парадном уже распивали. Дэвиду очень трудно было объяснить, кто эти люди и что они здесь делают.

А однажды они гуляли по Юрмале и Валя решила купить шампунь. В магазине показала визитку, продавцы кричали "Больше двух не даем!". (В те годы в Латвии товары повышенного спроса могли покупать только местные жители -- прим. ред.). Дэвид никак не мог понять, что происходит. Потом спросил: "Значит, если я забыл дома шампунь, мне здесь не продадут, и я все время буду ходить с грязной головой?". Это его потрясло.

В одном из писем Дэвид написал Вале:

"Знаешь, я сегодня сел и попытался проанализировать: за что же я тебя так полюбил? И я не смог ничего себе ответить..."
В день свадьбы. Фото из семейного архива.
В день свадьбы. Фото из семейного архива.

Валя и Дэвид поженились в ноябре 1991 года.

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

Алла Куницкая (с) "Лилит"