Предыдущая глава ЗДЕСЬ
Параджанов был женат дважды. История его первой любви похожа на страшную легенду. Студентом ВГИК Сережа как-то в ЦУМе увидел в отделе парфюмерии редкую красавицу. Он был покорен с первого взгляда. Девушку-татарку звали Нигяр, она была родом из Молдавии. Они стали встречаться и вскоре поженились. Нигяр не спросила мнения родных. А зря. Семья была патриархальная, строгих нравов – и восприняла это как оскорбление.
В Москву примчались братья Нигяр. Они объяснили Сергею, что по их законам за сестру полагается большой выкуп. Тот рассмеялся: таких сумм он в глаза не видел, и потом – какой выкуп в наше время? Они любят друг друга – разве этого мало? Однако братья настаивали и угрожали. Поняв, что тут не до шуток, испуганный Параджанов попросил помощи отца, обещая заработать и вернуть деньги. Но Иосиф был глубоко обижен: сын нарушил семейную традицию, не стал ювелиром, уехал, да еще и женился без спроса. И не дал денег.
Семья потребовала от Нигяр бросить нищего мужа и вернуться на родину. Девушка отказалась. Тогда братья поступили согласно законам клана и сбросили опозорившую семью Нигяр под электричку.
Параджанов был потрясен. Человек эмоциональный и ранимый, он спасался в мире фантазий, порой теряя логическую связь с реальностью. Свои чувства и боль он выразил в дипломном фильме «Андриеш», посвященном жене. Это сказка о молдавском пастушке, который мечтает стать сильным и храбрым богатырем и сразиться со злым колдуном. Фильм бесхитростный, но в нем есть то, что пройдет через все его творчество: вечная борьба добра со злом и необычная работа с цветом. Память о Нигяр, о том, что зло может и победить, долго не отпускала Сергея.
Но жизнь шла своим чередом. В Киеве он познакомился с дочерью представителя Украинской ССР в Канаде филологом Светланой Щербатюк. В ней было что-то особое, непривычное для советской девушки. Элегантная, стройная, эффектная, всегда со вкусом одетая, Светлана могла бы работать фотомоделью. Ухаживал Параджанов по-кавказски красиво. В 1955 году они поженились. Светлана родила сына Сурена – белокурого, похожего на красавицу маму. Но жить с режиссером было трудно. «Прекрасный, но совершенно невыносимый», – говорила Светлана о муже. Он вел себя странно и непредсказуемо. Даже соседи косились с опаской – в своем ли он уме?
Каждый день он творил и выстраивал как фильм. Яблоки жена должна была чистить как-то хитро, делая из шкурок узоры. Чашки ставить на стол в некоем особом порядке, котлеты класть на тарелку так, а не иначе. Как стоять, как войти в комнату, как сесть – все было важно.
Он был ревнив и деспотичен, гостеприимен до полного расточительства. Параджанов жил в мире выдумки, никогда не переставая искать красивый кадр. Светлана терялась от его требований, он вспыхивал, выходил из себя. Хватило ее ненадолго. В 1961 году она забрала сына и сбежала. Но они общались, и Параджанов писал Светлане нежные, полные заботы письма.
Актриса Вия Артмане была похожа на Светлану. Впервые увидев ее, Параджанов упал на колени и сказал, что восхищается ее красотой и очень любит бывшую жену. Искренен он был, или это одна из его излюбленных эпатажных сцен – кто знает.
При чем же здесь мужеложество? Резонный вопрос. Сорок лет его задают друзья Параджанова, юристы, киноведы и журналисты. Однозначного ответа до сих пор нет.
Продолжение ЗДЕСЬ, подписывайтесь на наш канал!
Чтобы мужчина любил тебя не один сезон - ЗДЕСЬ
Алла Горбач (с) "Лилит"