В кои-то веки из Госдумы пришла относительно хорошая новость, которая, возможно, хоть как-то успокоит тех, кто планирует приобретение нового автомобиля. Депутаты предлагают ужесточить наказание для тех дилеров, которые при продаже автомобилей навязывают покупателям всевозможные «допы» - от различных «мелочей» типа ковриков и дефлекторов на окна до кредитов и страховок. Вот только поможет ли это реально хоть как-то обуздать их аппетиты?
На самом деле эта проблема возникла довольно давно, а потому её решение, увы, запоздало на несколько лет. С ностальгией вспоминаются прежние относительно благополучные годы, когда на рынке главным был Его Величество Покупатель - при существовавшей тогда конкуренции иного и быть не могло: импорт и производство автомобилей росли, строились заводы, в результате чего склады дилеров частенько затоваривались, и в конце каждого года ими предпринимались отчаянные попытки привлечь покупателей всякими пряниками - впридачу к новенькому автомобилю можно было получить праздничные новогодние скидки, комплект резины, лёгкий тюнинг, «набор автомобилиста» с различными необходимыми аксессуарами и т. п.
А уж в начале каждого года была возможность приобрести «прошлогодний» автомобиль из нераспроданных партий с ещё более значительными скидками - ведь ожидались поставки более свежих моделей, и дилеры стремительно освобождали склады для них….
Всё резко поменялось в декабре 2014-го. «Неожиданно» взлетел курс валюты, а за ним - и цены на автомобили. Иногда увеличение цены доходило аж до ста тысяч рублей в день. Естественно, заказывать автомобили с поставкой в будущем, 2015-м году, было уже бессмысленно - никто из продавцов не мог назвать даже примерную цену на конкретную модель автомобиля через пару-тройку месяцев, когда он должен добраться до покупателя…
В результате возник ажиотажный спрос на автомобили в наличии - их сметали как горячие пирожки, любых марок и моделей, цветов и комплектаций. Разумеется, ни о каких скидках и подарках речь уже идти не могла…
И вот тогда, очевидно, и начался постепенный разворот рынка в другую сторону от покупателя к продавцу, быстро смекнувшему, что к чему, и в результате ставшему реальным хозяином этого рынка. В итоге всё последующее время цены на авто неуклонно росли, а ассортимент - неизбежно сокращался. Как следствие - начал складываться дефицит (давно позабытое словечко из нашего советского прошлого), которым весьма ловко научились пользоваться продавцы, предлагая покупателям автомобили с огромной наценкой за всякую дребедень, которую раньше готовы были отдать даром, лишь бы продать автомобиль - комплект ковриков в салон, запаска и какие-нибудь «защитные» сетки/решётки радиатора могли увеличить конечную стоимость на несколько сотен тысяч «деревянных»! При этом без всей этой «требухи» автомобиль продавать отказывались…
И тут грянул февраль-2022. Опять полёт в космос курса валюты, остановка производства на наших заводах, запрет импорта, разрыв всех логистических цепочек поставок всего и вся. Результат - дефицит ещё больше усилился, цены на оставшиеся нераспроданными автомобили побили все рекорды, и автомобиль купить стало практически невозможно: новых поставок нет, а цены на мигом захватившие опустевший рынок китайские автомобили рождают лишь ностальгические воспоминания о том, какие автомобили можно было купить за эти деньги всего каких-нибудь пять-шесть лет назад.
И теперь покупка любой машины превратилась в квест под названием «а ну-ка, прикупи» - просто придти и купить что-то даже за большие деньги не получится. Просто потому, что «машин в наличии нет». Однако если сыграть в предлагаемую дилером игру «накорми всех бездельников» - машины тут же находятся…
Однако порядок приобретения, как говорится, без стакана не осилишь, ибо для получения вожделенной груды штампованного железа придётся выполнить целый ряд условий, в числе которых:
- сдать свой старый автомобиль в трейд-ин (разумеется, вдвое дешевле рыночной цены);
- получить кредит в банке-партнёре (правильнее - соучастнике) дилера;
- купить у такого же нахлебника-страховщика даром ненужную страховку всего, чего можно и нельзя: КАСКО-ОСАГО-жизнь-здоровье-потеря работы и т. п. Разумеется, рассчитывать на получение приличных выплат наивно (не для того ж эти полисы нам так навязчиво втюхивают);
- оформить помощь «аварийного комиссара» или что-то подобное с другим красивым названием (поддержка «юристов» 24/7, эвакуатор в любую точку мира и т. д.).
В общем, вариантов того, что ещё надо обязательно сделать, купить и оплатить для приобретения автомобиля - множество, и все они постоянно совершенствуются.
И вот теперь депутаты озаботились этим вопросом, родив законопроект об усилении наказания за подобные «художества», поскольку действующая редакция статьи 14.8 КоАП РФ («Нарушение иных прав потребителей») очень лояльна к алчным торгашам - максимальное наказание, которое она предусматривает, составляет от десяти до двадцати тысяч рублей.
Теперь эту статью предлагается дополнить пунктом 2.1, который будет предусматривать наказание за навязывание потребителю дополнительных товаров за отдельную плату, в виде штрафа в трехкратном размере стоимости этих самых «дополнительно навязанных товаров (работ, услуг)».
Одновременно предлагается ввести наказание и за необоснованный отказ в рассмотрении либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, в виде штрафа в размере от 250 тысяч до одного миллиона рублей.
В общем, если эта инициатива будет реализована (разумеется, дилерское лобби попытается её «зарубить») - можно надеяться, что наш авторынок, всё больше сегодня напоминающий базар в самом плохом смысле этого слова, хоть немного повернётся к нам лицом, а не тем местом, которое он во всей красе демонстрирует нам сегодня.
Проект закона - здесь.