Найти в Дзене

41. Тема 38. Фонетика. Основные законы русской фонетики.

Оглавление
Художник Алёна Наливкина.
Художник Алёна Наливкина.

Задание 1. Работа в тетради, напиши число, тему.

число
Фонетика. Основные законы русской фонетики.

*******

-2

Задание 2. Запишем несколько слов в столбик и понаблюдаем, как они пишутся и как они звучат в обычной устной речи.

Бар, загар, корова, голова, чародей.

Проговорим их и послушаем, как они звучат в устной речи.

Что мы слышим? Буквы А, О в разных местах слов звучат по-разному! Похоже, но неодинаково! Только в первом слове "бар" мы слышим чёткий звук А. Слово "корова" слышится как КАРОВА, слово "голова" слышится как ГАЛАВА. Да и звуки А звучат то длинно, то коротко.

Как же со всем этим быть? Ведь написать слово нужно правильно. Ведь русский литературный (письменный) язык подчиняется закону единообразного написания слов, чтобы он стал понятен всем. А часто люди пишут слова так, как слышат, и это создаёт проблему непонимания.

Вспомним и будем учитывать, что Россия наша - страна большая, в разных местностях одни и те же слова люди говорят по-разному.

Есть такие местности, где люди "окают" - МОЛОКО, КОРОВА. Есть такие, где люди "акают" - МАЛАКО, КАРОВА. И гхэкают, и уакают и т.п.

Нам, людям, как удобнее говорить, как привычнее на родной сторонушке, так мы и говорим. И правильно делаем - сохраняем говоры русские, пришедшие из далёких времён древних.

Но русский язык у нас - один на всех. Говори как привык, а пиши единообразно!

Ведь русский язык - язык изучения всех наук, накопленных нашим народом за многие века, язык общения, объединяющий все народы в нашей стране. А как же с обучением русскому языку в нашей многонациональной стране? Где русский язык не всем родной и понятный?

Ведь именно русский язык помогает нам всем понимать друг друга, приобщаться к культурам друг друга, к знаниям о мире и ценностям друг друга. Учиться понимать и уважать друг друга, несмотря на различия в чём-то...

Вывод только один - изучить наш русский язык, понять, какие правила нужно знать, чтобы писать и говорить правильно - единообразно.

Конечно, сегодня есть интернет, программы разные... многие считают, что и ошибки нам исправят, и помогут сформулировать хорошо... Но если мы сами передадим все знания и умения "другим", то в кого мы сами превратимся вскоре?

В современности и в будущем сила за теми, кто больше знает, умеет и понимает. Поэтому...

Продолжим наше исследование звучания в устной речи записанных нами слов.

Уговоримся (так придумали учёные), чтобы различить буквы и звуки в нашем исследовании, мы будем звуки писать буквами и другими знаками, но в квадратных скобках. И обязательно ставим ударение.
Звук
[а] в слове "бар" стоит под ударением и слышится отчётливо. Запишем слово звуками. Бар - [бар].
В слове "загар" вторая буква А тоже стоит под ударением и тоже слышится отчётливо. А вот первая буква А слышится неотчётливо и как-то коротко, правда? Но уж точно, что неодинаково. Для этого звука придумали вот такой значок - [Λ]. Такое обозначение звука А решили писать в слоге, который стоит в предударном слоге и поэтому несколько ослабленный. Запишем слово звуками: Загар - [зΛгар]. В слове "корова" мы пишем буквы О в двух первых слогах и только одну букву А в последнем слоге. Но когда проговариваем вслух, то слышим два звука А [а]- в первом слоге и в последнем: карова. Теперь мы знаем, что звук А в первом предударном слоге обозначается значком Λ. Запишем слово звуками правильно: Корова -[кΛрова].

В слове "голова" первый слог звучит очень коротко, почти совсем пропадает. Такой очень короткий звук обозначили звуком Ъ (ер) "редуцированный" (сильно ослабленный). Звуком Ъ обозначаем предударный, но не первый предударный слог слова "голова", во втором слоге слова "голова" пишем редуцированный звук Λ, так как он - первый предударный слог. Запишем слово звуками:
Голова
го-ло-ва’ [гълΛва]. В слове "чараде’й" (от слова чары - волшебство, колдовство) мы пишем букву А, а слышится звук, похожий на [иэ]. Запишем слово звуками: Чародей - [чиэрΛдей].

Таким же образом учёные исследовали, прослушали и придумали значки (символы) для всех звуков русского языка.

Было решено изучить, как звучат буквы в разных местах слова и создать "алфавит" звуков и их написание (письменное изображение).

Вот тогда-то и появилось в науке Фонологии (родственнице Фонетики) понятие "ФОНЕМА". Фонема - это общий звук для всех разных звучаний одной и той же буквы. То есть, звук, обобщающий все варианты звучания одной и той же буквы в разных местах слова. Другими словами, фонема (греч. phōnēma ‘звук, голос’) – не звук, а условная единица звукового строя языка, обозначающая все варианты (оттенки) звучания одной и той же буквы, служащая для опознавания и различения значимых единиц: морфем и слов.

Так, фонема [а] в разных позициях (ударных, предударных, послеударных) в слове может звучать как [а] (чёткий звук), [Λ](несколько короче чёткого звука [а] - (называется "редуцированный"), [ъ] - сильно сокращённый, ослабленный (называется "сильно редуцированный"), а в слове чародей фонема[а] звучит как [ие].

Повторим. Фонема [а] в разных позициях (местах) слов может звучать как [а], [Λ], [ъ], [ие]: бар [а], корова [Λ], молоко [ъ], чародей [ие].

Вот эти все варианты, оттенки одного и того же звука назвали аллофонами. Аллофоны - это звуки (единицы речи), которые произносят говорящие и воспринимают слушающие.

Итак, в русском языке существуют такие понятия как "звук", "фонема", аллофон. Их следует различать.

-3

Задание 3. Рассмотрим основные законы русской фонетики (звукопроизношения), выявленные учёными.

Закон 1. Редукция гласных звуков.

Редукция - это ослабление гласных звуков в безударном положении.

Различают:

1) позицию безударного гласного в первом предударном слоге ;

Пример: песок [п’иэсо’к], Москва [мΛсква’].

2) позицию безударного гласного в остальных предударных слогах и во всех заударных (редукция сильнее, чем в первой позиции).

Пример: го-ло-ва [гълΛва’].

Закон 2. Оглушение звонких согласных.

Оглушение - это переход звонкого согласного в парный ему глухой звук в конце слова и перед глухим согласным.

Пример: воз [вос], книж-ка [кн’ишкъ], ковчег [кΛфч’эк];

Ещё пример: оглушение звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х]: ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий].

Закон 3. Озвончение глухих согласных.

Озвончение - это переход глухих согласных в парные звонкие перед звонкими согласными.

Пример: сдать [здат’], просьба [проз’бъ], сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба’];

Закон 4. Смягчение согласных.

Смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными.

Пример: кантик [кан’т’ик]; листик [лис’т’ик].

Смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ».

Пример:
изъять [из’й’ат’].

*******

В результате исторического развития, ускорения жизни в связи с развитием прогресса, увеличением благ цивилизации (поезда, самолёты, телефоны и т.п.), произошли и происходят значительные изменения и в языке. Начиная с 18 века происходит уменьшение звукового ряда алфавита.

Если в древне-русском языке не было закрытых слогов, то есть, после каждого согласного звука шёл гласный звук, то с течением времени слова становились короче, произношение "упрощалось".

В русском языке появились такие явления, как "выпадение звуков из звучащей, устной, речи, замена сочетаний звуков другими звуками.

Рассмотрим эти явления.

1. Нечитаемость согласных.

Нечитаемые (выпадающие, не имеющие звука в речи) согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн].

Пример; уездный [уй’эзный’].

2. Звучание отдельных букв и сочетаний букв как одной, но с другим фонетическим звуком.

1.Сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’].

Пример: счеты [щ’оты], счастье [щ’ас’т’й’э].

2.Сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што].

Пример: конечно [кΛн’эшнъ];

3.Суффиксы инфинитива -ться/-тся произносятся звуком [ц].

Пример: кусаться [кусац:ъ];

4.Окончания -ого/-его произносятся через звук [в].

Пример: твоего [твъй’иво’].

3. Появилось явление "беглости" гласных.

Беглость гласных - это когда в одной и той же части слова гласные О и Е в некоторых случаях отсутствуют, пропадают, то есть чередуются с нулём звука.

Например:

сон - сна (беглая гласная о), беру - брать (беглая гласная е), листок - листка (беглая гласная о), горец - горца (беглая гласная е).

4. В результате тех же процессов в устном языке, а затем и в письменном появляется явление чередования звуков.

Это когда при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.

Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными.

Примеры:

подруГа - друЖный- друЗья (чередование г/ж/з);

клиКать - клиЧ - восклиЦать (чередование к/ч/ц);

хоДоки - хоЖу - хоЖДение (чередование д/ж/жд);

свеТит - свеЧа - освеЩать (чередование т/ч/щ);

блеСК - блеСТеть - блеЩет (чередование ск/ст/щ);

воздуХ - воздуШный (чередование х/ш);

пиСать - пиШу (чередование с/ш);

греБёт - греБЛя (б/бл);

насыПать - насыПЛю (чередование п/пл);

корМить - корМЛю (чередование м/мл);

лоВить - лоВЛю (чередование в/вл);

разграФить - разграФЛю (чередование ф/фл);

спОр - оспАривать (чередование о/а);

влЕзть - влАзить (чередование е/а).

-4

В учебниках старших классов написано:

Существуют два вида чередований:

- исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных букв и звуков ЕР [ъ], ЕРЬ[ь] ;

- фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания.

А зачем объяснять явления русского языка только с позиции современного русского языка?

Очень просто, понятно и кратко явления языка объясняются с позиции исторического развития русского языка.

Ведь эти объяснения "снимают" мысли о его сложности, непонятности, "снимают" то, что приводит в ступор искренне желающих постичь наш древний, хранящий огромные пласты знаний, чувств, пониманий, прекрасный родной русский язык!

Ведь на самом деле русский язык не сложен, а глубок и становится ясен пытливому уму. Если всё разложить "по полочкам" в историческом ключе.

Сложность в изучении русского языка объясняется только "взглядом" из позиции современного русского языка.

А понять нужно только одно - устный язык с течением времени и под воздействием исторического развития изменялся, вносились изменения в алфавит, происходили речевые изменения, а некоторые важные правила письма не изменялись, оставались прежними!

Почему? Хороший вопрос! Думаю, что это судьба содействовала тому, чтобы мы таким образом не ушли слишком далеко от своих языковых корней! Чтобы мы не утратили свои древние языковые знания!

-5

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

Повторить все сведения по теме "Фонетика. Основные законы русской фонетики".

-6

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.