– …Бывшая свекровь, как ни в чем не бывало, позвонила внучке полгода назад, в день восемнадцатилетия! – рассказывает сорокашестилетняя Анфиса. – И как будто вчера расстались! «Наташенька, дорогая, с днем рождения тебя!» Она удивилась, конечно, не узнала ее, говорит – здравствуйте, а вы кто? А та отвечает – я твоя бабушка, папина мама, Ксения Николаевна. Помнишь, как мы с тобой в детстве в зоопарк ходили, слона смотрели?
…С бывшим мужем Анфиса развелась, когда ее дочери Наталье было четыре года. Вернее, это он развелся с семьей: нашел новую любовь и укатил за ней из Москвы в город на Неве. Ситуация осложнялась еще и тем, что за несколько месяцев до развода у Наташи обнаружились серьезные проблемы со здоровьем, требовались операции, и не одна. Анфиса ушла с работы, на которую только-только вышла после декрета, и занялась лечением ребенка.
И бывший муж изящно влился в новую жизнь.
После развода выяснилось, что за время брака с Анфисой у него накопились кредиты, которые справедливо разделили в суде - хотя жена и дочь этих денег не видели. Тем не менее, Анфиса должна была выплатить все до копейки.
- Все его алименты уходили туда! - Анфиса вздохнула. - Он получил хороший развод. 'Нельзя так поступать!
Надо ли говорить, что после развода бывший отец не общался с дочерью - он просто исчез со сцены.
- Он знал, что мы планировали важную операцию, от которой вообще все зависело, - он даже не позвонил, не спросил, как все прошло. Будет ли его дочь вести нормальную жизнь или превратится в лежачий овощ, его не интересовало. Это было неважно! Он сам наладил свою жизнь. Новая любовь, новый город, новая работа....
Но ладно папаша, он хоть в Питер уехал. Мать его, Ксения Николаевна, тоже про внучку после развода забыла начисто, хотя жила от них практически в трех домах. Несколько раз на улице сталкивались нос к носу – бабушка здоровалась, но тут же уходила, сославшись на срочные дела. Не звонила, не интересовалась, в гости не приглашала – тоже, видимо, развелась.
– А ведь поначалу, когда дочь только родилась, сколько копий было сломано на тему того, что она хочет быть бабушкой, общаться с Наташей! – рассказывает Анфиса. – Мы с ней как-то не сразу общий язык нашли, она все кричала, что я ее сыну не пара. Поэтому я ее особо не привечала, когда Наташу родила. Но она упорно лезла – ее в дверь, она в окно.
– Названивала?
- Да, я позвонил и попросил об этом. Я звонила и просила об этом. Моя дочь росла, и в возрасте трех лет я начала отпускать ее к бабушке. По выходным они ходили в цирк, или в зоопарк, или на елки, и мы увидели этого глупого слона как раз перед тем, как она заболела, и моя дочь была очень впечатлена. И представляете, она вспомнила про слона, когда бабушка рассказала ей о нем по телефону! Она была так счастлива! "Ой, бабушка, здравствуй, спасибо, что вспомнила про мой день рождения!". В тот день я проговорила с ней по телефону целый час, представляете? ОДИН ЧАС!
Анфиса была просто в шоке - вот как такое возможно! Не быть в жизни внучки полтора десятка лет, не поздравить ее ни с днем рождения, ни с Новым годом, ни даже узнать, как у нее дела. А потом позвонить, вспомнить про зоопарк, и ты снова любимая бабушка. И у вас есть внучка - взрослая, самостоятельная, без пяти минут студентка. Вам больше не нужно таскать ее в скучные зоопарки, забирать из школы, принимать эстафету, когда она болеет, возить ее на каникулы.....
И денег не надо тратить на всякие форс-мажоры. Ксения Николаевна всегда была женщиной довольно состоятельной. Сдавала генеральскую квартиру своего отца, пенсию получала повышенную, жила одна, никого не содержала. Но внучку никогда не поддержала ни рублем.
– Была один раз вскоре после развода критическая ситуация, когда нужны были деньги, как раз на лечение, - рассказывает Анфиса. – Позвонила я бывшей свекрови, говорю, вот так и так, возьму в долг, сколько можете. Я тогда всем звонила, просто телефонную книжку открыла и подряд шла. Что ты думаешь, чужие люди дали, а она нет! Мне, говорит, со вклада надо снимать, проценты терять не хочу, приходи через три месяца… Ну, через три месяца я уже обошлась без нее, вылечила дочь, теперь от былых проблем не осталось и следа!
Зато теперь вот свекровь активизировалась – ровнешенько в день внучкиного совершеннолетия. Названивает Наталье по телефону, приглашает в гости, угощает чаем с пирогами.
– Хм. А чем она объясняет внучке свой внезапно возникший интерес?
– Говорит, раньше мама против была, чтобы мы общались, я не хотела лезть! – объясняет Анфиса. – А теперь, мол, ты взрослая, выводы делаешь сама, от мамы не зависишь…
Что и говорить, Анфисе это общение дочки с бабушкой совсем не нравится.
- Я говорю: "Наташа, как ты думаешь, ты ей нужна как внучка? - Анфиса сказала. - Ты ей нужна как няня. Ей уже за семьдесят, рядом никого нет, на сына в этом плане надежды нет. А старость приближается, вот старая ведьма и подумала о внучке! Она ищет сиделку... А дочка руками машет! Она говорит: "Мама, ну что ты, бабушка меня любит! Все эти годы она скучала по мне, хотела со мной общаться. Вы относитесь к ней с предубеждением, говорит она, вы с ней не общаетесь, поэтому все, что от нее исходит, вам неприятно. Но она хороший человек! Я говорю, что этот хороший человек не дал вам ни копейки и не даст ни копейки. И наследства от нее не ждите, у нее есть сын. А Наталья - мама, ну не все же измеряется только деньгами! Есть еще и человеческие отношения. Она моя бабушка...
***
Как вы думаете, нужны ли нам такие бабушки, которые вдруг появляются из ниоткуда в восемнадцатый день рождения и до конца жизни не общаются? Ну, хорошо, когда внучка была маленькой. Но она уже давно не ребенок. Почему бабушка не позвонила, когда ей было пятнадцать-шестнадцать лет? В наше время легко найти любого человека и связаться с ним - есть социальные сети! Если бабушка сама не знает, она могла бы спросить у кого-нибудь. Кроме того, Анфиса и ее дочь никогда не скрывались, они жили неподалеку и имели известный адрес. Номер школы внучки было легко узнать.....
Да вообще, хотела бы – нашлась… Так что что-то тут явно нечисто.
А может, нечего матери лезть в эти дела? Дочь взрослая и сама разберется, а в Анфисе действительно говорят обиды прошлых лет. Не стоит тащить их в новую жизнь.