Найти тему

Гений во тьме: трагическая жизнь Караваджо и его непревзойденное мастерство

Оглавление

В центре Рима, в самом сердце истории, находится церковь Святого Людовика Французского, или как говорят по-итальянски Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi). Самое примечательное в этой церкви — капелла Кантарелли, а вернее сокровища, которые там хранятся. По завещанию богатого кардинала Маттео Кантарелли алтарную часть капеллы должны были украшать три картины на евангельский сюжет о призвании Матфея. И эти три картины сделали в Риме сенсацию.

Серия 23: великий Караваджо

Часовня Кантарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
Часовня Кантарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Взлет на вершину мастерства

Это был первый крупный заказ, который Караваджо получил, очевидно, благодаря покровительству кардинала дель Монте, и в отличие от других картин, из частных собраний, эти произведения Караваджо стали доступны для широкой публики.

«Призвание апостола Матфея» Караваджо 1599 год
«Призвание апостола Матфея» Караваджо 1599 год
«Святой Матфей и ангел» Караваджо 1599-1602 годы
«Святой Матфей и ангел» Караваджо 1599-1602 годы
«Мученичество святого Матфея» Караваджо 1599-1602 годы
«Мученичество святого Матфея» Караваджо 1599-1602 годы

Художники со всего мира съезжались в Рим для изучения живописи и, конечно же, многие из них хотели увидеть картины Караваджо своими глазами. Известность мастера распространилась не только в Риме, но и за его пределами.

Вскоре художнику было поручено украсить капеллу Черази (Cappella Cerasi) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо:

Часовня Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо, Рим
Часовня Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо, Рим

Караваджо всё больше очаровывает публику мощью своего таланта. Его картины поражают смелостью и драматизмом. Его персонажи выглядят реальными и опровергают идеализированные стандарты религиозной живописи. Именно поэтому, находились и оппоненты его творчества, считающие недопустимым изображать святых столь приземленно:

«Распятие Святого Петра» Караваджо 1601 год
«Распятие Святого Петра» Караваджо 1601 год
«Обращение Савла» Караваджо 1601 год
«Обращение Савла» Караваджо 1601 год

Почти одновременно с работой над картинами для капелл, Караваджо написал «Ужин в Эммаусе» для римского аристократа Чириако Маттеи:

«Ужин в Эммаусе» Караваджо 1601 год
«Ужин в Эммаусе» Караваджо 1601 год

В это время Караваджо на пике своей славы. Он с ещё большей виртуозностью передает сложнейшие ракурсы, психологию персонажей, мастерски использует светотеневую моделировку — всё необычайно сильно, мощно, монументально.

Таинственная игра света и тени

Представляя свои картины как совершенно реальные сцены, Караваджо стремится заставить зрителя ощутить, хочется сказать тактильно ощутить, осязаемость жизни. По видимому, именно этим можно объяснить приём, который неразрывно связывают с именем и традицией Караваджо. Этот живописный приём получил итальянское название "tenebrismo", что в переводе на русский язык означает "тенебризм" — сильные контрасты света и тени. Применительно Караваджо такая манера письма получила даже свой специальный термин — "подвальное освещение" — то есть темное пространство с неким чётким источником света, который идет сбоку, и поэтому необычайно рельефно и внятно "лепит" все необходимые элементы.

Этот караваджиский приём замечателен ещё одной своей стороной. Дело не только в том, чтобы рельефно осветить и заставить нас почувствовать округлость форм, что ближе, что дальше, что движется на нас... Но свет выполняет ещё одну очень важную функцию. А именно он подчеркивает что важно и скрывает то, что не важно. Происходит раздача акцентов. Светом вырывается то, что существенно, в то время как несущественные детали достаточно затенены. Свет становится смысловой иерархией соподчинения частей и поддерживает смысл картин Караваджо. Зритель увлекается не только сюжетом, но и силой света и теней, которые являются неотъемлемой частью художественного решения.

В центре скандала

Итак, 1601 год. Караваджо находится на вершине своей популярности. Несмотря на все споры и иногда скандальные события, связанные с его именем, художник продолжает получать заказы, главным образом от частных заказчиков. Многие из них заказывали картины для своих личных капелл и собраний, некоторые заказы были от церквей:

«Уверение Фомы» Караваджо 1600-1602 годы
«Уверение Фомы» Караваджо 1600-1602 годы
«Иоанн Креститель» Караваджо 1604 год
«Иоанн Креститель» Караваджо 1604 год
«Поцелуй Иуды» Караваджо около 1602 года
«Поцелуй Иуды» Караваджо около 1602 года
«Жертвоприношение Исаака» Караваджо около 1603 года
«Жертвоприношение Исаака» Караваджо около 1603 года
«Коронование терновым венцом» Караваджо 1603 год
«Коронование терновым венцом» Караваджо 1603 год
«Призвание святых Петра и Андрея» Караваджо 1604 год
«Призвание святых Петра и Андрея» Караваджо 1604 год
 «Христос на Масличной Горе» Караваджо 1605 год
«Христос на Масличной Горе» Караваджо 1605 год
«Се Человек» Караваджо 1605 год
«Се Человек» Караваджо 1605 год
«Пишущий святой Иероним» Караваджо 1605 год
«Пишущий святой Иероним» Караваджо 1605 год

Как вы помните, Караваджо был человеком необузданного темперамента, а слава ещё больше ударила ему в голову. Создание шедевров сопровождалось его разгульной жизнью и драками, вследствие чего он регулярно попадал в серьёзные неприятности. Караваджо обожал носить шпагу, но, не будучи дворянином, ему запрещалось разгуливать по улицам Рима с оружием и уж тем более угрожать им окружающим! Он был обвинён в том, что ранил кого-то шпагой, что написал оскорбительные стишки о художнике Джованни Бальоне и вместе со своими сообщниками расклеил их по всему Риму, что избил нотариуса Пасквалоне и участвовал в потасовке с официантом. Каждый раз его покровители вынуждены были вытаскивать Караваджо из тюрьмы.

Но 31 мая 1606 года всё окончательно выходит из-под контроля. Караваджо ввязался в драку с Рануччо Томассони и смертельно ранил его. После этого убийства художник бежал: сначала в Неаполь на несколько месяцев, а затем скрывался на Мальте и Сицилии. В период пребывания в Неаполе Караваджо создал свои знаменитые полотна «Мадонна с четками» и «Семь дел милосердия»:

«Мадонна с четками» Караваджо 1607 год
«Мадонна с четками» Караваджо 1607 год
«Семь дел милосердия» Караваджо 1607 год
«Семь дел милосердия» Караваджо 1607 год

В июле 1607 года Караваджо прибывает в столицу Мальты и неожиданно становится кавалером Мальтийского ордена. Некоторые историки искусства предполагают, что это рыцарское звание он получил "в обмен" на знаменитую картину «Усекновение главы святого Иоанна Крестителя»:

«Усекновение главы святого Иоанна Крестителя» Караваджо около 1608 года
«Усекновение главы святого Иоанна Крестителя» Караваджо около 1608 года

Но и на Мальте Караваджо не смог избежать неприятностей — из-за пьяной драки он был брошен в тюрьму. Однако сумел оттуда сбежать. И в октябре 1608 года художник прибыл на Сицилию, а оттуда вернулся в Неаполь.

Произведения мастера, написанные в период скитаний, без преувеличения можно назвать искуплением. Бегство означало для Караваджо заочный смертный приговор, но художник очень хотел вернуться в Рим, чтобы получить папское помилование.

«Погребение святой Лучии» Караваджо 1608 год
«Погребение святой Лучии» Караваджо 1608 год
«Саломея с головой Иоанна Крестителя» Караваджо 1609 год
«Саломея с головой Иоанна Крестителя» Караваджо 1609 год
«Отречение святого Петра» Караваджо 1610 год
«Отречение святого Петра» Караваджо 1610 год

Все годы бегства художник возил картину, на которой изобразил себя в образе отрубленной головы Голиафа, с собой:

«Давид с головой Голиафа» Караваджо 1607-1610 годы
«Давид с головой Голиафа» Караваджо 1607-1610 годы

Смерть и помилование

Наконец, в июле 1610 года, когда кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании, мастер направился в Рим в надежде на получение амнистии.

31 июля в Риме был обнародован указ Папы Римского о помиловании Караваджо, и опубликовано сообщение о его смерти.

Есть предположение, что когда лодка Караваджо остановилась в прибрежном городке Порто-Эрколе, то его по ошибке арестовали, приняв за кого-то другого. А когда, наконец, освободили, лодка исчезла. И его картины исчезли вместе с ней. В отчаянии Караваджо решил отправиться в Рим пешком, но так и не добрался до места назначения. Караваджо заразился стафилококком, и 18 июля 1610 года великий художник умер на пути к помилованию.

22 серия Сон в объятиях ангела: захватывающая красота картины Караваджо «Отдых на пути в Египет»⬅️|➡️24 серия Артемизия Джентилески: смелость и непревзойденное мастерство женщины-художника XVII века