Когда говорят о закате изобразительного искусства в наши дни, то тут я бы возразил - есть, есть еще талантливые художники, создающие достойные картины наперекор всему. Именно они и вселяют уверенность в том, что настоящее искусство никогда не исчезнет.
Сегодня я возвращаюсь к рассказу о знакомстве с искусством самых, на мой взгляд, интересных художников нашего времени, которых мне посчастливилось увидеть несколько лет назад буквально на противоположном конце Земли в галерее под названием «Меловая ферма» в городе Санта-Фе в штате Нью-Мексико.
Вот вход в эту замечательную галерею.
Галерея эта сконцентрировала внутри себя просто первоклассные работы многих известнейших художников нашего времени, о которых я периодически рассказываю на своем канале.
И сегодня я хочу обратиться к творчеству великолепного живописца, графика и скульптора Майкла Паркеса.
В фантастическом мире этого художника законы земной реальности отменяются, и пространство и время вступают в свое собственное неподвижное общение. «Мир грез» этого мастера превосходит все наши мечты по смелости, свободе и интенсивности. Короче говоря, в лице Майкла Паркеса фигуративное искусство нашего века нашло нового, увлекательного и чрезвычайно аутентичного представителя.
Вот что говорит сам художник о своих работах: «Примите символизм таким, какой он есть. Неважно понимать или даже соглашаться с символами, которые я использую. Чего я действительно хочу, так это предложить свое искусство людям, чтобы они могли наслаждаться и улучшать свою жизнь красотой цвета и света».
Замечательная, на мой взгляд, цитата, поскольку то, что мы видим в его работах, - это не просто плод его яркого и богатого воображения, но и исследование метафизических и духовных принципов. Его работы вызывают таинственную атмосферу, которую часто можно расшифровать только с помощью древней мифологии и восточной философии.
Конечно, его мастерство неоспоримо, при этом его тщательный стиль кажется чистой рутиной: например, шубка из обезьяньего меха, где почти каждый волос отчетливо виден, лента, небрежно брошенная в воздух, как будто она невесомая. Краска наносится художником так тонко слой за слоем, что при нанесении в один слой она будет полупрозрачной. Таким образом, с каждым мазком своей кисти Паркес создает глубину, которая заставляет вас погрузиться в его мир.
Вот одна из его замечательных работ.
Картина «Секрет». 2002 год.
Вот что говорит художник об этой своей работе: «Какова тайна? Тайна - то, что не бывает две одинаковой любви. Все говорят «о, они любят» и им кажется, что все испытывают то же самое состояние. Но, как отпечатки пальцев, каждая любовь уникальна. Даже ангел ослеплен так как не участвует в уникальном опыте влюбленных».
И еще один художник, о котором я хочу сегодня рассказать.
Томаш Ален Копера.
Он родился в 1976 году в польском городе Кожухуве. Его художественный талант проявился ещё в раннем детстве, но учился Томаш в Технологическом университете во Вроцлаве, где получил степень в области строительной инженерии. Но тяга к творчеству взяла свое, и он полностью переключился на живопись.
В 2005 году художник переехал в Северную Ирландию, где живет до сих пор. И не только живет, но и плодотворно работает.
Томаш так говорит о своем творчестве: «Если бы я мог описать свои картины, то я стал бы не художником, а писателем. В своей работе я стараюсь дотянуться до подсознания. Я хочу удержать внимание зрителя на более длительный момент. Заставить его задуматься». И еще по поводу отсутствия названий у его картин: «Название всегда навязывает какой-то путь интерпретации. Я хочу предоставить получателю полную свободу. Я не хочу ничего предлагать».
У меня нет сомнений, что изображаемое им не есть просто оригинальная живопись, в его картинах существует какая-то глубокая и сокрытая внутри них тайна, целая история, изображенная в красках.
Неповторимость его творений и характерная манера письма увеличивает число его поклонников, пробуждает в них желание искать отгадки извечных тайн бытия.
Художник использует множество приемов и элементов в своей живописи (а это именно масляная живопись, никаких компьютеров), которые сразу придают им особенный, неповторимый характер и настроение. Его работа с текстурами и цветами просто великолепна, детали многих картин можно рассматривать много раз.
Не скрою, что я являюсь давнишним почитателем его незаурядной живописи, которая кого-то притягивает, а кого-то отталкивает, но никого не оставляет равнодушным и запоминается навсегда – потому как спутать его манеру письма ни с кем невозможно. Фактически художник создал свою собственную вселенную, стоящую особняком от всех остальных мастеров живописи. А это мало кому удалось.
Предлагаю посмотреть его работы, которые кроме того, что мастерски исполнены, но и заставляют задуматься, задевают за живое, а это дорогого стоит.
Итак, вселенная Томаша Алена Коперы…
А теперь несколько слов о нашем соотечественнике, представленном в этом собрании незаурядной живописи.
Михаил Хохлачев, который, как я уже как-то упоминал в предыдущих публикациях (а найти их можно по ссылкам под этой статьей), родился в 1966 году в Котельниково, небольшом городке на юге России. Страсть к искусству проявилась у него в раннем детстве. Когда его семья переехала в Германию в 1980 году, западноевропейская культура произвела большое впечатление на молодого художника. В 1986 году он переехал в Туркменистан и окончил Ашхабадскую школу изящных искусств. Впитывая восточную философию и характер Центральной Азии, он начал работать как независимый профессиональный художник, формируя свой собственный стиль. Его решение иммигрировать в 1997 году в США положило начало новой эпохе для художника. Он вернулся к западной культуре, которая сильно вдохновляла его в юности, но теперь он привнес в искусство свой собственный опыт, свою философию и видение. И свой собственный, хорошо узнаваемый стиль.
Его работы получили международное признание и их часто можно увидеть в галереях США, в частности в этой галерее «Меловая ферма». Признаюсь – посетить ее меня, прежде всего, заставило желание увидеть еще какие-нибудь картины Михаила Хохлачева (некоторые я видел до этого в других местах). Кстати, он написал только по моим подсчетам около 500 законченных картин. И все они тщательно и продуманно сделаны. Вот ведь продуктивность! Позавидуешь. И это при таком качестве письма. И ведь никакой компьютерной графики – классическая масляная живопись. А говорят, что она в XXI веке цифровых технологий обречена на умирание. Думается, что это совсем не так.
А теперь хочу немного рассказать об одной из интереснейших работ Михаила Хохлачева.
Картина «Двенадцатый каприз Казановы».
Эта работа о романтике и интригах Венеции – родины знаменитого Джакомо Казановы. Канал, гондолы и пешеходный мост, окруженный кирпичными зданиями – все это облик Венеции и в 18-ом веке и в наши дни. Девушка в маске символизирует таинственный и недоступный объект желания Казановы. Обратите внимание на сердце в центре маски.
На заднем плане разворачиваются сцены интриг и романтики Венеции. Двое мужчин пытаются очаровать одну и ту же женщину под гитарный аккомпанемент.
Мужчина слева протягивает руку к объекту своей любви, которая покинула его. Женщина справа внизу – эта та, которая предложила истинную любовь.
Облака слева плавно переходят в потустороннего вида небо. Серая паутина с оранжевым свечением напоминает горящее дерево, символизирующее страсть и опасность.
Сам Казанова предстает перед нами в красной маске в правом нижнем углу картины. Эта маска символизирует, что наши знания об этом человеке – это далеко не всё, и под маской скрывается нечто бОльшее (Примечание: в течение жизни Казанова не только утолял жажду любви, но и стал юристом, военным, священником, скрипачом, шпионом, осведомителем инквизиции... хорошо разбирался в медицине, математике, химии. Но эти особенности его личности мало известны широкой аудитории).
Одиннадцать жемчужин над головой Казановы и двенадцатая на его эполете символизируют двенадцать томов его сочинений – «История моей жизни».
Сама же история Казановы оказала влияние на художников, композиторов, поэтов и романистов, однако его помнят, в основном, за его романтические подвиги. Не избежал этого и Михаил Хохлачев, создав интересную, на мой взгляд, работу, рассказывающую в аллегорической форме историю жизни этого человека.
Вот такие необычные художники встретились мне в свое время. Они интересны тем, что пишут не только красивые картины, но и вкладывают в них глубокий смысл. Что, согласитесь, не так уж часто встречается в наше достаточно суетливое и поверхностное время. Что и ценно.
Надеюсь, что с их помощью вы немного отвлеклись от текущих забот и проблем.
Я отчетливо понимаю, что не все согласятся с моей оценкой вышеназванных художников. И это нормально. У каждого на всё может быть свое мнение. Касательно же того - что есть хорошее искусство, а что китч... приведу свое давнишнее стихотворение.
И если всё это не является вразумительным ответом, то вот высказывание И.Е. Репина, которого обвинить в непонимании природы искусства не поворачивается язык.
Так что если что-то непонятно, то тут я уже бессилен помочь. Да и времени на бесконечные бесплодные дискуссии, увы, нет.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации:
ССЫЛКА 3