Найти в Дзене

Вокзал станции Новый Петергоф (Вокзал в Петергофе)

При Николае I идет активная застройка Петергофа. Император каждое лето проводил в имении Александрии, которое он построил для своей жены.

В 1832 году император Николай I издает “дачный указ”, по которому в Петергофе можно купить участок и построить для себя дачу. Подробнее об этом можно прочитать тут.

В начале 19-ого века основным транспортом были конные повозки. Маршрут из Санкт-Петербурга в Петергоф занимал слишком много времени, в связи с чем активно пытались найти альтернативные варианты транспорта, которые были бы наиболее комфортабельны.

1890-1903. Петергоф. Вокзал.
1890-1903. Петергоф. Вокзал.

В 1854 году было принято решение о строительстве железной дороги в Петергоф. Все работы были финансированы частной компанией барона А.Л. Штиглица, памятник которому стоит на площади перед вокзалом.
Вокзал “Новый Петергоф” является одним из самых старых в России. Он был построен архитектором Н.Л. Бенуа, который на тот момент построил большое количество зданий в Петергофе. Он знал, что Николай I был поклонником всего средневекового, поэтому здание дворца он построил в стиле неоготики.

Альбом чертежей сооружений Российских железных дорог. 1872
Альбом чертежей сооружений Российских железных дорог. 1872

При открытии дороги все присутствующие были поражены красотой Петергофского вокзала. На западном фасаде расположена восьмигранная башня и ажурные лоджии. Фасад прорезают две высокие сквозные арки, которые сначала играли только декоративную роль и были закрыты решетками. На протяжении нескольких лет станция была тупиковой, а затем Петергофскую железную дорогу продлили до Ораниенбаума. Тогда решетки сняли и арки стали сквозными.

Вокзал в Петергофе. 1860-е гг.
Вокзал в Петергофе. 1860-е гг.

Северный фасад украшают высокие стрельчатые проемы. Они позволяли пройти на перрон. Надо отметить, что в то время не только вагоны были разных классов с разным обслуживанием, но и на самом вокзале были разные помещения. Пассажиры первого класса прибывали на вокзал на каретах, по пандусам они заезжали почти в здание вокзала, откуда проходили к поездам.

Для императорской четы был сделан отдельный въезд (у башни). Именно в башне находились комнаты отдыха для императорской семьи, где они могли спокойно ожидать царский поезд.

Как и любой вокзал XIX века Петергофский вокзал имел зал для концертов и театральных вечеров.

Здание так и не было достроено. Все его башни должны были венчаться шпилями, а оконные и дверные переплеты предполагалось сделать чугунными. Круглое окно западного фасада предназначалось для установки часов.

1930-1940.
1930-1940.

Говорят, что когда архитектор пришел к управляющему дорогой просить 1600 рублей на завершение строительства, тот ему ответил: «а какую прибыль принесут нам шпили?». Бенуа сказал, что скорее всего никакую, и вокзал так и остался недостроенным.

1930-1940.
1930-1940.

Вокзал сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны.

На сегодняшний день вокзал работает и принимает электрички с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

Парк "Александрия" в Петергофе. Дворец "Коттедж", "Фермерский дворец" и "Нижняя дача". Дачи императоров.

Готическая капелла в Александрии. Церковь в честь святого князя Александра Невского в Петергофе.

Петергоф в годы Великой Отечественной войны. История уничтожения царской резиденции

Дворец "Коттедж" в Александрии. Где была счастлива императрица Александра Федоровна?

“Коттедж” в Александрии. Второй этаж дворца. Жилые покои Николая I и его детей.

Фермерский дворец в Александрии. Любимый дворец Александра II

Что посмотреть в Нижнем парке в Петергофе за один день?

Дворцовые конюшни в Петергофе. Готические конюшни Бенуа

Царицын и Ольгин павильоны в Петергофе.

Дворец Лейхтенбергских в Петергофе (усадьба "Сергиевка").

Аэропорт «Пулково». История создания.