Найти тему

Аэропорт «Пулково». История создания.

Аэродром "Шоссейная"
Аэродром "Шоссейная"

24 июня 1932 г. является днем рождения аэродрома «Шоссейная», который в наши дни известен как Пулково. Авиация в начале 20-ого века была очень популярна и поэтому нужно было сделать город-спутник, в котором должны были располагаться институт гражданской авиации, аэропорт, дома для проживания сотрудников и даже причальная мачта для дирижаблей. Ленинград планировали развивать на юг, чтоб город подошел вплотную к городу-спутнику.

Название «Шоссейная» аэродром получил от железнодорожной станции, расположенной неподалеку. В 1933 году на площадку аэродрома сели два самолета: один из них флагман агитэскадрильи им. Максима Горького «Правда», который был пассажирским самолетом и вмещал 32 пассажира и 5 членов экипажа.

Стали активно развиваться региональные перевозки, география полетов расширялась. Авиаторы выполняли рейсы в Петрозаводск, Чагоду, Пудож, Ухту. Открылись авиасообщение с Архангельском, Витебском, Киевом и Мурманском.

18 августа 1933 года впервые отметили «День воздушного флота». Самое интересное, что несмотря на активные авиаперевозки, на территории аэродрома отсутствовало здание аэровокзала. Только в 1936 году закладывают первое здание аэровокзала. Это была деревянная постройка, ничем не отличающая от ж/д вокзала. Изначально такой тип зданий подразумевался одинаковым по конструкции для всех видов транспорта. В это же время обновился авиапарк, стали использоваться более вместительные самолеты, и спустя несколько лет становится понятно, что здание не справляется с потоком пассажиров.

В 1935 году Ленинградское управление Аэрофлота объявляет конкурс проектов. Требования к новому зданию выпустили в виде брошюры. В здании должны были разместиться кассы, залы ожидания, правительственные комнаты, залы для делегаций, залы для иностранных обществ воздушных перевозок.

Но 1 марта 1936 года газета «Правда» пишет разгромную статью о новых проектах аэровокзала. В итоге конкурс останавливают. А проект поручают Генриху Майзелю, и он создает лаконичное каменное здание с элементами арт деко. Далее, 5 марта 1938 архитектора расстреливают из-за обвинений в шпионаже в пользу Польши. Про строительство в эти годы почти нет никакой информации, но на немецкой аэросъемке военных лет видны знакомые нам очертания.

С началом Великой Отечественной Войны аэродром «Шоссейная» оказывается на линии фронта и прекращает свою работу. Все деревянные здания, находящиеся на территории аэропорта, сгорели, а каменные сооружения подверглись обстрелу. В 1951 году официально открывается новое здание аэровокзала, по проекту Майзеля.

По некоторым данным, новый аэропорт назывался «Ленинград», а название «Шоссейная» относилась только к сгоревшему в ходе войны деревянному зданию.

-2

В 1973 году открывают второе здание аэропорта, которое получает название «Пулково», а в народе именуется «5 стаканов», здание Майзеля отныне называется «Пулково-2».

При строительстве нового корпуса в 70х годах архитекторы просили разрешения о разработке индивидуального проекта со встроенной станцией метро, но разрешения не последовало. Строительство «Пулково» шло в рекордные сроки. Проект был разработан архитектором Александром Жуком. До появления в 1980 году аэропорта «Шереметьево» в Москве, терминал «Пулково» был самым большим в Советском союзе.

Аэропорт "Пулково"
Аэропорт "Пулково"

Название «5 стаканов» терминал получил из-за 5 куполов, которые были построены для экономии электроэнергии, так как свет в дневное время рассеивался и можно было не использовать осветительные приборы.

В 2013 году был построен новый аэровокзал и терминал для частной авиации – «Пулково 3».

В 2014 году аэропорт «Пулково 2»вывели из эксплуатации…

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

И обязательно ознакомьтесь:

"Чудо на Неве". Как летчики посадили Ту-124 на Неву.

Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.

Витебский вокзал (Царскосельский вокзал). История строительства.

Вокзал станции Новый Петергоф (Вокзал в Петергофе)

Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.

Первая железная дорога общего пользования в России. Царскосельская дорога и Павловский Вокзал. Как строили первую железную дорогу в России?

Что такое "конка"? Как развивался общественный транспорт в Петербурге.

Первые автомобили Российской Империи. Какими были первые правила дорожного движения в России?