Найти в Дзене
ScarS

25 апреля 1940 года.

В этот день на Заводе имени Сталина (ЗиС) собрали первый КИМ-10.

КИМ-10-50
КИМ-10-50

В декабре 1930 года постановлением Всесоюзного автотракторного объединения Московский государственный автосборочный завод № 2, где собирались автомобили Ford Model A и Ford Model AA, стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ». В 1933 году завод становится филиалом ГАЗа и переходит на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА. 10 января 1939 года согласно постановлению №36 СНК СССР организовывалось производство малолитражных легковых автомобилей на Московского автособорочном заводе имени КИМ. В 1939 году завод становится самостоятельной частью Глававтопрома и получает название «Московский автомобильный завод имени КИМ». Сборка грузовых автомобилей ГАЗ-АА была перенесена в Ростов на вновь созданный автосборочный завод.

КИМ-10-52
КИМ-10-52

На заводе был создан конструкторский отдел, возглавленный специалистом НАТИ (НАМИ) А. Н. Островцевым, в котором началось проектирование малолитражного автомобиля марки КИМ-10 (в двух вариантах — седан КИМ-10-50 и фаэтон КИМ-10-51), а чуть позднее и четырёхдверный седан модели 10-52, причём в соответствии с Постановлением №197 экономического совета при Совнаркоме СССР от 5 марта 1939 года за основу была взята британская модель Ford Prefect. Во-многом Ford британского производства был скопирован, особенно это касалось двигателя, коробки передач, ходовой части. Однако кузов был существенно доработан. Задание предусматривало разработку двух кузовов: двухдверного седан и двухдверного кабриолета. Оба кузова должны были быть четырехместными. Для проектирования кузова был организован конкурс на котором перовые место заняла модель выполненная художником Горьковского автозавода В.Я. Бродским.

КИМ-10-51
КИМ-10-51

КИМ-10 задумывался как «народный автомобиль», планировалось разыгрывать его в лотерею и продавать населению. 25 апреля 1940 года были собраны три опытных экземпляра автомобиля, после чего в декабре того же года началась его серийная сборка. Вместе с тем автомобиль подвергся разгромной критике Сталиным во время смотра автомобилей в Кремле. После этого было принято решение о производство автомобиля с четырехдверным кузовом получившим индекс КИМ-10-52. Оснастка для кузовного производства двухдверных автомобилей, равно как и первые полтысячи кузовов уже успели заказать американской фирме Budd. В дальнейшем производство кузовов предполагалось временно развернуть на ГАЗе, а поковки, рессоры и рамы должны были выпускать на ЗИСе. Однако после начала Великой Отечественной войны его производство прекратили. Всего было выпущено, по разным данным, от 381 до 398 автомобилей.

КИМ-10
КИМ-10

Автомобили КИМ получили типовые индексы своих моделей на подобии индексов автомобилей Горьковского автозавода имени Молотова. Где первая цифра (10) обозначала шасси, а вторая (50, 51, 52) модель кузова.

КИМ-10-50
КИМ-10-50

Двигатель КИМ-10 развивал 30 л. с. Газораспределительный механизм нижнеклапанный, без регулировки клапанного зазора (как на ГАЗ-АА). Система охлаждения термосифонная, действующая за счёт перепада температур. Коробка передач — трёхступенчатая, с косозубыми шестернями постоянного зацепления и синхронизатором на второй и третьей передачах.

КИМ-10-52
КИМ-10-52

Кузов — цельнометаллический полунесущий, с лёгкой рамой, работающей лишь в сборе с крепившимся к ней клёпкой кузовом и служащей в основном для упрощения технологических операций по сборке автомобиля на конвейере. Толщина играющей силовую роль панели пола кузова с усилителями — 1,2 мм, центральной стойки — 1,5 мм, остальных панелей — 0,8…0,9 мм. Крыша — металлическая, отштампованная с глубокой вытяжкой (новое и передовое по тем временам техническое решение, на других советских автомобилях тех лет «скальп» крыши был матерчатым). Двери — типа Channel, с отдельными рамками стёкол из гнутого металлического профиля, что позволило облегчить конструкцию и унифицировать панели дверей на открытом и закрытом кузовах. Капот — «аллигаторного» типа, открывающийся вверх-назад. За задним диваном имелся отдельный багажник (в терминологии тех лет — «чемодан») с доступом снаружи кузова через крышку.

КИМ-10-52
КИМ-10-52

Подвеска — зависимая, на поперечных рессорах, с воспринимающими продольные усилия упорной вилкой спереди и упорной трубой карданной передачи сзади, амортизаторы — гидравлические рычажно-поршневые, двустороннего действия. Тормоза — на все колёса барабанные, с механическим (тросово-рычажным) приводом.

КИМ-10-51
КИМ-10-51

Почта СССР в 1975 году выпустила почтовую марку с изображением автомобиля КИМ-10.

Почтовая марка 1975 год.
Почтовая марка 1975 год.

Сегодня автомобили КИМ являются экспонатами Политехнического музея в г. Москва, а также Музейного комплекса УГМК (Свердловская область, г. Верхняя Пышма)

Музейный комплекс УГМК
Музейный комплекс УГМК