Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память, как колодец, глубока —
Попробуй заглянуть: наверняка,
Лицо и то неясно отразится...
Шестую часть публикаций о Некрополе мастеров искусств мы начали стихами Владимира Высоцкого, это отрывок из его стихотворения "Зарыты в нашу память на века". И первым, кого мы сегодня почтим память, будет артист балета.
Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает...
Это слова великого французского и русского танцовщика и балетмейстера, педагога и театрального деятеля, постановщика более 60 балетных спектаклей, человека, отдавшего служению русскому балету более чем полвека своей жизни.
Дебютировав в России в 1847 году на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра Мариус Иванович Петипа (1818-1910), а речь идет именно о нем, 22 года покорял сердца балетоманов выступая на балетной сцене, параллельно занимаясь балетными постановками. В 1969 году, в возрасте 50 лет закончил с деятельностью танцовщика и полностью посвятил себя балетным постановам, вошедшим в золотой фонд русской и мировой классики. И заканчиваю рассказ словами великого танцовщика и балетмейстера:
Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем
Перед нами могила еще одного артиста, российского оперного певца и музыкального педагога - Павла Захаровича Андреева (1874-1950). Камерный и оперный певец с 1909 по 1948 год выступал на сцене Мариинского театра, неоднократно принимал участие в "Русских сезонах" в Париже и Лондоне. В советское время много лет вел преподавательскую деятельность в Ленинградской консерватории. Был первым исполнителем сольной партии в музыкальной поэме Сергея Рахманинова "Колокола, случилось это в 1913 году. В годы фашисткой блокады остался в Ленинграде и выступал с концертами для солдат Красной армии...
Человек, литературные произведения которого и в XVIII веке и сегодня, в веке XXI остаются актуальны, в его пьесах, стихах и баснях, везде присутствует острая сатира, высмеивающая человеческие пороки. В своих трудах он смело критиковал русскую действительность, восхвалял народную мудрость. Его басни читают и взрослые, и дети! Да, мы у могилы русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844)
Им написано более 200 басен. Думая, не найдется человека в России, кто не был бы знаком с его творчеством, его басни разошлись на цитаты и афоризмы. "Хоть видит око, Да зуб неймет", "Беда, коль пироги начнет печь сапожник, А сапоги тачать пирожник", "Орлам случается и ниже кур спускаться, Но курам никогда до облак не подняться!", "А Васька слушает, да ест..." - вот некоторые из них, не правда ли, знакомые строчки!..
Все мы слышали о живописце Валентине Серове, видели его картины и репродукции, а вот о его отце и его творчестве знают только специалисты . имеющие отношение к музыке. Речь идет о Александре Николаевиче Серове (1820-1871) - русском композиторе и музыкальном критике, выдающемся музыкальном деятеле. Им написано три оперы, много других инструментальных, оркестровых, хоровых произведения, кантат. Как музыкальный критик и композитор, Серов всячески продвигал идеи народности и реализма в музыке, как музыкальный критик написал более шестидесяти различных статей и очерков, в том числе и результаты исследования по народному творчеству...
Следующий герой нашей публикации был человек разносторонний, писал стихи, любил рисовать, обожал чтение, сочинял музыку. Последнее стало его главной творческой деятельностью на всю жизнь. Родился в семье музыкантов, окончил с отличием Петербургскую консерваторию, основные его произведения написаны для фортепьяно. Речь идет о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (1855-1914). Примечательно, после окончания консерватории Лядов был приглашен на преподавательскую деятельность, чем и занимался до самой смерти, среди его многочисленных учеников был и Сергей Прокофьев...
Перед нами могила русского прозаика, актера, блистательного рассказчика Ивана Федоровича Горбунова (1831-1895). Актер Александринского театра, более 50 ролей и 40 лет творческой деятельности на сцене этого театра. Прославился исполнением своих рассказов, среди его благодарных слушателей были как члены императорской семьи, так и простые люди, рабочие и крестьяне. Иван Федорович был известным историком русского театра, при его участи был создан первый в России театральный музей...
На тихвинском кладбище немало могил военных чинов, так например, на верхнем снимке могила профессионального военного, генерала от кавалерии, начальника штаба Гвардейского корпуса, командующего Иркутским военным округом и генерал-губернатора Восточной Сибири, члена Государственного совета, графа Алексея Павловича Игнатьева (1842—1906). За безупречную службу удостоен высшими орденами Российской империи, всего наград 19, из них восемь орденов иностранные... Погиб от рук эсеров, был застрелен...
Среди густых крон деревьев видим могилу известного русского скульптора Николая Степановича Пименова (1812-1864). Первые знания получил от своего знаменитого отца, С.С. Пименова. Будучи студентом Академии художеств неоднократно получал и серебряную, и золотую медали за свои работы. Окончив Академию получил дополнительное денежное пособие для совершенствования своего мастерства. За свои скульптурные композиции "Воскресение" и "Преображение", выполненные для Исаакиевского собора Пименову в 1854 году присвоено звание профессора...
А эта массивное надгробие из гранита с женской плачущей фигурой из бронзы установлено на могиле потомка знаменитого грузинского княжеского рода Ивана Романовича (Иван Рамазович) Тарханова (Тархнишвили, Тархан-Моурави) (1846-1908). Тарханов получил громкую славу за свои работы по изучению физиологии, биологии, психологии.
Помимо исследовательской работы и написанием научных трудов, ученый является основателем школы врачей-исследователей по разным специальностям, читал лекции, писал статьи для научно-популярных изданий. Тарханов был близко знаком Д.И. Менделеевым, С.П. Боткиным, среди его друзей многие известные личности: художник И.Е. Репин, писатели А.М. Горький, А. П. Чехов и многие другие...
И последняя на сегодня остановка у могилы Михаила Ивановича Авилова (1882-1954) - русского и советского живописца. Его картины украшают многие музей страны, в том числе и Третьяковской галереи, Русского музея. Михаил Иванович широко известен как художник-баталист. На могиле мы видим бронзовый портретный поясной бюст художника на гранитном постаменте. художник запечатлен за своим любим занятием с палитрой и кистью в руках... Автор памятника советский скульптор Николай Васильевич Дыдыкин.
Мимо могилок пройдусь неспешно,
Спокойно здесь и безмятежно.
Молчаливо смотрят мне вслед,
Хозяева бывших судеб побед.
Нет городской здесь суеты,
Бытовой и прочей толкотни.
Умиротворение и покой,
Город мертвых несёт за собой.
И мы как люди ещё живые,
Должны условия принять иные,
Вести себя скромно у них в гостях,
Не нужно громогласным быть на костях...
(Ирина Разгулина)
Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!
Другие публикации с Некрополя Мастеров искусств:
Тихвинское кладбище. Некрополь мастеров искусств. Часть 1.
Тихвинское кладбище. Некрополь мастеров искусств. Часть 2.
Тихвинское кладбище. Некрополь мастеров искусств. Часть 3.
Тихвинское кладбище. Некрополь мастеров искусств. Родственные узы. Часть 4.
Тихвинское кладбище. Некрополь мастеров искусств."Могучая кучка". Часть 5.