Найти тему

Превращаем немецкие глаголы в существительные

У слова существительное в немецком языке имеется минимум пять вариантов: Nomen, Namenswort, Hauptwort, Nennwort и Substantiv. Первые четыре нам в целом понятны, а вот последнее вряд ли, поскольку оно происходит из латинского языка. Но именно оно нас и будет интересовать в этой публикации. Дело в том, что превращение другой части речи в существительное называется субстантивированием или субстантивацией, а по-немецки - Substantivierung.

И в русском и в немецком языке почти любую часть речи можно превратить в существительное. Но здесь речь пойдет только о глаголах, а точнее как происходит их превращение в существительные.

1 способ, он же самый простой: берем любой глагол в инфинитиве и начинаем считать его существительным не меняя его формы, т.е. считаем, что этот глагол подразумевает под собой уже не действие, а предмет, выраженный этим действием. Все, кто даже недавно начал учить немецкий язык знают парочку таких существительных: das Leben /жизнь, образованное от глагола leben (жить) и das Essen/еда, образованное от глагола essen(есть). Естественно все такие существительные надо писать с большой буквы и все они без исключения будут среднего рода. Таким способом можно образовывать существительные от всех немецких глаголов, 100%. Это плюс(не надо заучивать артикли). Но не всегда такое существительное будет означать, то что мы себе предполагаем в русском языке. Это - минус. Как правило, субстантивированные от инфинитива глаголов существительные означают процесс, выраженный глаголом, который лежит в их основе. Это хорошо видно по названию видов спорта. Например: Laufen/бег, образованное от глагола laufen/бегать, Schwimmen/плавание от schwimmen/плавать, Ringen/ борьба, от ringen/бороться, Reiten/ конный спорт,верховая езда от reiten/ездить верхом, Rudern/гребля от rudern/грести.

2 способ: берем корень глагола и прибавляем суффикс - er. Классический вариант: der Lehrer/ учитель от глагола - lehren/учить, обучать или похожий на него der Lerner/ученик от глагола lernen/ учиться. Как видно из приведенных примеров таким способ часто образуются виды профессий или деятельности. Например: malen/ рисовать и Maler/художник, dienenлужить и Diener/слуга, fahren/ехать и Fahrer/водитель, reiten/ехать верхом и Reiter/всадник, наездник ( до революции в России были рейтарские полки, это от немецкого слова Reiter) или не очень хорошее в нашем понимании слово Führer/вожак, вождь от führen/вести(за собой). Но таким же образом могут образовываться и неодушевленные существительные. Интересный пример: слово Reiseführer может означать и одушевленное - экскурсовод, гид и неодушевленное - путеводитель. Туда же можно добавить много чего, например из школы: Spitzer/точилка от spitzen/точить, заострять (те у кого собака немецкой породы Шпитц тоже хорошо знают это слово и ушки у этих собак тоже остренькие или навостренные), Rechner/ калькулятор, компьютер, от rechnen/считать, подсчитывать, (Kugel)schreiber/(шариковая) ручка от schreiben/писать, а если просто Schreiber, то уже будет писарь и т.п. Из приведенных выше примеров видно, что образованные таким способом существительные означают носителя действия, выраженного соответствующим глаголом, т.е. того, кто выполняет данное действие (лицо) или то, что выполняет данное действие (предмет, прибор). Это плюс. А второй плюс - это то что все подобные существительные - мужского рода и форма множественного числа образуется у них только сменой артикля с der на die: der Lehrer/ учитель, die Lehrer/учителя (не нужно заучивать артикли и формы множественного числа).

3 способ - это когда существительное образуется от корня глагола. Например: der Koch/повар от kochen/готовить,варить, der Lauf/бег,забег от laufen/бегать,der Rat/совет от raten/советовать (от этого слова образовано слово ратуша - Rathaus, что дословно означает - дом советов), der Ruf/репутация от rufen/вызывать, восклицать, der Schlag/удар от schlagen/бить,der Hass/ненависть от hassen/ненавидеть, der Schein/свидетельство (Führerschein/права, Waffenschein/ разрешение на оружие) от scheinen/светить. Это не очень частый, я бы сказал среднечастый, способ субстантивации - это минус, но все такие существительные мужского рода - это плюс. Бывает, когда к корню глагола добавляется суффикс - е: die Frage/ вопрос от fragen/спрашивать, die Liege/ кушетка, лежак от liegen/лежать. В таком случае такие существительные конечно женского рода.

4 способ - от второй формы глагола, она же Präterit, она же Imperfekt. При этом этом иногда меняется корневая гласная. Например: der Gang/проход,походка от ging,(gehen/ходить),der Stand/стенд, положение от stand(stehen/стоять),das Floss/плот от floss (fliessen/течь), der Verband/повязка, союз, клуб от verband(verbinden/связывать). Это тоже не самый частый способ образования существительных, но опять же плюсом является то, что почти все такие существительные мужского рода. Иногда к корню глагола добавляется суффикс - е: Lage/положение и тогда такое существительное будет женского рода.

5 способ - путем добавления к корню глагола суффиксов женского рода - ung, ei и других: Übung/упражнение от üben/упражняться,Wohnung/квартира от wohnen/жить, Verzeihung/прощение от verzeihen/прощать, Wäscherei/прачечная от waschen/стирать, Bäckerei/пекарня от backen/печь.

Надеюсь эта публикация тоже окажется для Вас полезной и будет способствовать лучшему пониманию немецкого языка.