Найти тему
Александр Дедушка

Так все-таки что лучше – быть с людьми или удаляться от них? Что такое «духовное несварение"? (по св. Тихону Задонскому)

Св. Тихон Задонский
Св. Тихон Задонский

Кажется, что для большинства людей такая альтернатива вообще не актуальна. Мы принуждены жить в окружении людей…

Но это только на внешний поверхностный взгляд. На самом деле выбор всегда есть.

Вот в каком разрезе смотрит на этот вопрос святитель Тихон Задонский:

«Скажет кто: «Неужели всем христианам идти в пустыню и от людей удаляться?» Нет, о том здесь речи нет. Да будет тебе пустыней дом твой, какой Бог тебе дал ради упокоения твоего».

И ведь действительно.

Каждый из нас вполне способен, даже если он окружен множеством детей, создать в собственном доме «пустыню».

Было бы только желание. Да – именно «пустыню» для бесполезных встреч и разговоров, пустыню для пустого и грязного времяпровождения с пустыми и нечестивыми людьми.

Создание этой «пустыни» в собственном доме вполне по силам каждому человеку, а тем более – каждому христианину.

Но мало этого, святитель Тихон вовсе не призывает полностью удаляться от людей. А с некоторыми даже советует «почаще обходиться». Их даже – «искать» надо.

Что же это за люди?

«Если с людьми хочешь быть, то таких ищи, которых слова, и дела, и поступки показывают христианские сердца; и не только от них не удаляйся, но часто обходить с ними. Так не только в доме твоем, но и в беседе их день оно дня приобретать будешь духовную пользу».

Все просто – нужно искать «христианские сердца».

Вот их и нужно искать «днем с огнем», как искал в свое время благочестивых людей, античный мудрец Диоген. А если нашел, то…

То не торопись. Сначала проверь – не ошибаешься ли ты, думая, что у человека «христианское сердце».

Проверь, советует святитель Тихон, по «словам, делам и поступкам». И если все соответствует – то уже от них не удаляйся и часто обходить с ними.

Они будет приносить «духовную пользу», не меньшую, чем от пребывания в «пустыне» собственного дома.

Но, кстати, между этими двумя способами извлечения духовной пользы, есть прямая связь.

Вот что дальше пишет святитель Тихон:

«А какою пищею в беседе благочестивых насытишься, ту в доме в сок и кровь обращать размышлением старайся, и так все тебе во благое будет поспешествовать: уединение и собрание, безмолвие и беседа будут тебя созидать».

Посмотрите, как интересно!

Беседа с благочестивыми сравнивается св. Тихоном с насыщение пищей - разумеется, духовной.

Но как обычная пища нуждается в спокойном периоде ее переваривания. Точно так же – и духовная пища.

И ее лучше всего переваривать в «пустыне». Насытился беседой с благочестивыми – уходи в пустыню твоего дома для «переваривания».

И это не пустые слова. Все это действительно так. Благо от общения с благочестивыми людьми нужно обязательно претворять в «сок и кровь» своей собственной души.

Иначе, они просто выветрятся из тебя или даже выйдут «поносом несварения».

Что нужно, чтобы этого не произошло – «размышление», настаивает святитель Тихон.

Размышление для того, чтобы понять, что может быть применено к твоей собственной жизни, а что нет.

Это разделение действительно требует порой продолжительных размышлений и молитв, ибо никогда чужой, даже вполне положительный и благочестивый опыт не может быть перенесен на твою собственную жизнь в виде абсолютной кальки.

Такой перенос гарантирует «несварение» любой духовной пищи.

Так что – размышление и еще раз размышление в пустыне твоего дома…

Насыщаемся духовной пищей в беседах с благочестивыми людьми, а потом «перевариваем» ее в пустыне собственного дома – такова идеальная схема.

Да, схема-то идеальная, но как потому, как порой далека она от жизни.

Все по одной причине: нелегко, ой, нелегко сейчас найти тех самых «христианские сердца», о которых говорит святитель Тихон в самом начале своего рассуждения.

Даже среди вполне христианского окружения в наших храмах и приходах.

Что ж – время такое. И о наступлении такого времени предупреждал другой святитель – Игнатий Брянчанинов.

В конце концов – «пустыня» собственного дома всегда может нам заменить недостаток общения с «христианскими сердцами».

Так что не будем отчаиваться.