Кажется, что для большинства людей такая альтернатива вообще не актуальна. Мы принуждены жить в окружении людей…
Но это только на внешний поверхностный взгляд. На самом деле выбор всегда есть.
Вот в каком разрезе смотрит на этот вопрос святитель Тихон Задонский:
«Скажет кто: «Неужели всем христианам идти в пустыню и от людей удаляться?» Нет, о том здесь речи нет. Да будет тебе пустыней дом твой, какой Бог тебе дал ради упокоения твоего».
И ведь действительно.
Каждый из нас вполне способен, даже если он окружен множеством детей, создать в собственном доме «пустыню».
Было бы только желание. Да – именно «пустыню» для бесполезных встреч и разговоров, пустыню для пустого и грязного времяпровождения с пустыми и нечестивыми людьми.
Создание этой «пустыни» в собственном доме вполне по силам каждому человеку, а тем более – каждому христианину.
Но мало этого, святитель Тихон вовсе не призывает полностью удаляться от людей. А с некоторыми даже советует «почаще обходиться». Их даже – «искать» надо.
Что же это за люди?
«Если с людьми хочешь быть, то таких ищи, которых слова, и дела, и поступки показывают христианские сердца; и не только от них не удаляйся, но часто обходить с ними. Так не только в доме твоем, но и в беседе их день оно дня приобретать будешь духовную пользу».
Все просто – нужно искать «христианские сердца».
Вот их и нужно искать «днем с огнем», как искал в свое время благочестивых людей, античный мудрец Диоген. А если нашел, то…
То не торопись. Сначала проверь – не ошибаешься ли ты, думая, что у человека «христианское сердце».
Проверь, советует святитель Тихон, по «словам, делам и поступкам». И если все соответствует – то уже от них не удаляйся и часто обходить с ними.
Они будет приносить «духовную пользу», не меньшую, чем от пребывания в «пустыне» собственного дома.
Но, кстати, между этими двумя способами извлечения духовной пользы, есть прямая связь.
Вот что дальше пишет святитель Тихон:
«А какою пищею в беседе благочестивых насытишься, ту в доме в сок и кровь обращать размышлением старайся, и так все тебе во благое будет поспешествовать: уединение и собрание, безмолвие и беседа будут тебя созидать».
Посмотрите, как интересно!
Беседа с благочестивыми сравнивается св. Тихоном с насыщение пищей - разумеется, духовной.
Но как обычная пища нуждается в спокойном периоде ее переваривания. Точно так же – и духовная пища.
И ее лучше всего переваривать в «пустыне». Насытился беседой с благочестивыми – уходи в пустыню твоего дома для «переваривания».
И это не пустые слова. Все это действительно так. Благо от общения с благочестивыми людьми нужно обязательно претворять в «сок и кровь» своей собственной души.
Иначе, они просто выветрятся из тебя или даже выйдут «поносом несварения».
Что нужно, чтобы этого не произошло – «размышление», настаивает святитель Тихон.
Размышление для того, чтобы понять, что может быть применено к твоей собственной жизни, а что нет.
Это разделение действительно требует порой продолжительных размышлений и молитв, ибо никогда чужой, даже вполне положительный и благочестивый опыт не может быть перенесен на твою собственную жизнь в виде абсолютной кальки.
Такой перенос гарантирует «несварение» любой духовной пищи.
Так что – размышление и еще раз размышление в пустыне твоего дома…
Насыщаемся духовной пищей в беседах с благочестивыми людьми, а потом «перевариваем» ее в пустыне собственного дома – такова идеальная схема.
Да, схема-то идеальная, но как потому, как порой далека она от жизни.
Все по одной причине: нелегко, ой, нелегко сейчас найти тех самых «христианские сердца», о которых говорит святитель Тихон в самом начале своего рассуждения.
Даже среди вполне христианского окружения в наших храмах и приходах.
Что ж – время такое. И о наступлении такого времени предупреждал другой святитель – Игнатий Брянчанинов.
В конце концов – «пустыня» собственного дома всегда может нам заменить недостаток общения с «христианскими сердцами».
Так что не будем отчаиваться.