В прошлой своей статье я писала о том, что любая высшая психическая функция представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных звеньев.
Сегодня мы рассмотрим, как эта система работает при дислексии.
Для начала разберемся с тем, что такое дислексия.
Дислексия – это стойкое нарушение процесса чтения. Оно возникает по причине недостаточной сформированности какой-либо части функциональной системы чтения.
Что же входит в эту систему?
Для процесса чтения очень важна хорошая нейродинамика, которую обеспечивает первый функциональный блок головного мозга.
Под нейродинамикой понимают особенности протекания процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс.
При поражениях в первом блоке мы сталкиваемся с быстрой утомляемостью ребенка. Что в свою очередь затрудняет процесс обучения чтению. Мы можем столкнуться с тем, что ребенок пропускает слова, перескакивает с одной строки на другую.
В такие моменты мы обвиняем ребенка в невнимательности и лености. Но нужно понимать, что проблема совершенно в другом.
Если внимательно присмотреться к процессу чтения ребенка с таким поражением, то можно увидеть:
- медленный и неравномерный темп речи
- тихий голос при чтении
- пропускание букв, слогов и целых слов в тексте
Очень бросается в глаза, что на одних занятиях ребенок читает без ошибок, а на другом занятии может допустить сразу несколько разных ошибок.
По себе знаю, что в такие моменты «руки опускаются», но нужно понимать, что происходит, и двигаться дальше, не оставляя процесс коррекции.
Очень часто мы сталкиваемся с такими явлениями, как
гиперактивация – ребенок раскачивается на стуле, ерзает и болтает ногами;
и гипоактивация – ребенок лежит на столе или парте.
Если же затронут второй функциональный блок, то мы можем столкнуться с такими проблемами:
- непонимание прочитанного
- чтение справа налево
- низкая скорость чтения
Что же здесь происходит?
Для процесса чтения очень важен хороший слух. Ребенок должен хорошо дифференцировать звуки. За это отвечает височная доля.
Для чтения также необходима острота зрения и хорошее зрительное восприятие, чтобы не нарушалось формирование правильного образа буквы.
Очень важны слуховая и зрительная память.
Еще хочу обратить внимание на гипертонус в глазодвигательных мышцах. Он мешает следить за строчкой, что приводит к потере смысла прочитанного.
Выше я уже говорила, что ребенок может читать не слева направо, а наоборот. Это связанно с нарушениями в теменно-затылочном отделе, который отвечает за пространственное восприятие.
Особо выделю гностическую функцию каждого полушария.
Правое полушарие отвечает за холистическую стратегию – объединяет детали в целостный образ.
Левое полушарие отвечает за аналитическую – анализирует детали.
При левополушарной недостаточности мы столкнемся с большим количеством ошибок. Например,
- пропуски букв (крот-кот);
- путание букв (гость-кость) и др.
При правополушарной недостаточности мы увидим:
- перестановку букв (кот – кто, вес-все)
- пропуски гласных (дом – дм)
- зеркальность при письме (яма – Rма)
Для коррекции очень хорошо использовать упражнения, направленные на воссоздание целостного образа из частей. Например, разрезать букву на несколько частей и составлять ее как пазл.
Приведу несколько примеров заданий, которые можно использовать для коррекции.
Нарушения в третьем блоке приводят к ошибкам, которые принято называть регуляторными трудностями.
Что мы тут увидим?
- ошибки, связанные с упрощением слов – пропуски букв и слогов
- ошибки, связанные с повторением букв (машина-машишина)
- ошибки с обозначением границ предложения – отсутствие заглавной буквы и точки
- орфографические ошибки в большом количестве
Анализируя нарушения в трех функциональных блоках и ошибки, которые при этих нарушениях выявляются, мы видим, что процессы чтения и письма тесно взаимосвязаны.
Ну и напоследок разберем виды дислексий.
За основу возьмем классификацию Р.И.Лалаевой.
Дислексии подразделяются на:
- фонематическую – возникает при недоразвитии фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи). В данном случае плохо усваиваются буквы, пропускаются и меняются местами
- семантическая или механическое чтение – непонимание прочитанного текста или слова, неумение соотнести прочитанное слово и предмет на картинке
- аграмматическая – неправильное восприятие падежных окончаний, множественного и единственного числа, родовых окончаний)
- мнестическая – нарушение усвоения букв, установлений связей между словом и буквой, замены букв при чтении
- оптическая – замена графически сходных букв, трудности восприятия букв, расположенных одна под другой, зеркальное чтение.
- тактильная – встречается у незрячих детей, проявляется в трудностях дифференцировать тактильно буквы азбуки Брайля.
Выше я привела карточки, которые мне показались наиболее интересными. Когда мы с младшим сыном готовились к школе, мы исписали и изрисовали большое количество таких карточек и пособий.