Найти в Дзене
Особенные дети.

Дислексия. Коррекция дислексии.

В прошлой своей статье я писала о том, что любая высшая психическая функция представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных звеньев.

Сегодня мы рассмотрим, как эта система работает при дислексии.

Для начала разберемся с тем, что такое дислексия.

Дислексия – это стойкое нарушение процесса чтения. Оно возникает по причине недостаточной сформированности какой-либо части функциональной системы чтения.

Что же входит в эту систему?

-2

Для процесса чтения очень важна хорошая нейродинамика, которую обеспечивает первый функциональный блок головного мозга.

Под нейродинамикой понимают особенности протекания процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс.

При поражениях в первом блоке мы сталкиваемся с быстрой утомляемостью ребенка. Что в свою очередь затрудняет процесс обучения чтению. Мы можем столкнуться с тем, что ребенок пропускает слова, перескакивает с одной строки на другую.

В такие моменты мы обвиняем ребенка в невнимательности и лености. Но нужно понимать, что проблема совершенно в другом.

Если внимательно присмотреться к процессу чтения ребенка с таким поражением, то можно увидеть:

- медленный и неравномерный темп речи

- тихий голос при чтении

- пропускание букв, слогов и целых слов в тексте

Очень бросается в глаза, что на одних занятиях ребенок читает без ошибок, а на другом занятии может допустить сразу несколько разных ошибок.

По себе знаю, что в такие моменты «руки опускаются», но нужно понимать, что происходит, и двигаться дальше, не оставляя процесс коррекции.

Очень часто мы сталкиваемся с такими явлениями, как

гиперактивация – ребенок раскачивается на стуле, ерзает и болтает ногами;

и гипоактивация – ребенок лежит на столе или парте.

-3

Если же затронут второй функциональный блок, то мы можем столкнуться с такими проблемами:

- непонимание прочитанного

- чтение справа налево

- низкая скорость чтения

Что же здесь происходит?

Для процесса чтения очень важен хороший слух. Ребенок должен хорошо дифференцировать звуки. За это отвечает височная доля.

Для чтения также необходима острота зрения и хорошее зрительное восприятие, чтобы не нарушалось формирование правильного образа буквы.

Очень важны слуховая и зрительная память.

Еще хочу обратить внимание на гипертонус в глазодвигательных мышцах. Он мешает следить за строчкой, что приводит к потере смысла прочитанного.

Выше я уже говорила, что ребенок может читать не слева направо, а наоборот. Это связанно с нарушениями в теменно-затылочном отделе, который отвечает за пространственное восприятие.

Особо выделю гностическую функцию каждого полушария.

Правое полушарие отвечает за холистическую стратегию – объединяет детали в целостный образ.

Левое полушарие отвечает за аналитическую – анализирует детали.

При левополушарной недостаточности мы столкнемся с большим количеством ошибок. Например,

- пропуски букв (крот-кот);

- путание букв (гость-кость) и др.

При правополушарной недостаточности мы увидим:

- перестановку букв (кот – кто, вес-все)

- пропуски гласных (дом – дм)

- зеркальность при письме (яма – Rма)

Для коррекции очень хорошо использовать упражнения, направленные на воссоздание целостного образа из частей. Например, разрезать букву на несколько частей и составлять ее как пазл.

Приведу несколько примеров заданий, которые можно использовать для коррекции.

-4

Нарушения в третьем блоке приводят к ошибкам, которые принято называть регуляторными трудностями.

Что мы тут увидим?

- ошибки, связанные с упрощением слов – пропуски букв и слогов

- ошибки, связанные с повторением букв (машина-машишина)

- ошибки с обозначением границ предложения – отсутствие заглавной буквы и точки

- орфографические ошибки в большом количестве

-5

Анализируя нарушения в трех функциональных блоках и ошибки, которые при этих нарушениях выявляются, мы видим, что процессы чтения и письма тесно взаимосвязаны.

Ну и напоследок разберем виды дислексий.

За основу возьмем классификацию Р.И.Лалаевой.

Дислексии подразделяются на:

- фонематическую – возникает при недоразвитии фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи). В данном случае плохо усваиваются буквы, пропускаются и меняются местами

- семантическая или механическое чтение – непонимание прочитанного текста или слова, неумение соотнести прочитанное слово и предмет на картинке

- аграмматическая – неправильное восприятие падежных окончаний, множественного и единственного числа, родовых окончаний)

- мнестическая – нарушение усвоения букв, установлений связей между словом и буквой, замены букв при чтении

- оптическая – замена графически сходных букв, трудности восприятия букв, расположенных одна под другой, зеркальное чтение.

- тактильная – встречается у незрячих детей, проявляется в трудностях дифференцировать тактильно буквы азбуки Брайля.

-6
-7

Выше я привела карточки, которые мне показались наиболее интересными. Когда мы с младшим сыном готовились к школе, мы исписали и изрисовали большое количество таких карточек и пособий.