Одним из самых деятельных персонажей эпохи промышленного расцвета Самары на рубеже веков считается купец 1-й гильдии Павел Михайлович Журавлев.
Внук выходца из крестьян Угличского уезда Ярославской губернии Николая Журавлева, занимавшегося речными грузоперевозками, перебрался в Самару за несколько лет до образования новой губернии. По самым ранним сведениям о коммерческой деятельности, с 1847-го владел домом на углу Алексеевской(Красноармейской) и Сокольничьей (Ленинской) улиц, а в 1854-м выстроил рядом еще один, сдаваемый в аренду огороднику вместе с усадебным земельным участком площадью 1800 квадратных саженей. Арендная плата составляла 76 рублей в год, с учетом расходов на трубочиста и сторожа чистый доход не доходил и до 70 рублей.
Надо сказать, Самара воспринималась купечеством прежде всего как торговый город, и немногие предприниматели рисковали вкладывать капитал в создание и развитие промышленных предприятий. Павел Журавлев, вместе с Альфредом фон Вакано, Оскаром Кеницером и Яковом Соколовым относился именно к числу «немногих» . С начала обзавелся собственным салотопенным заводом в Засамарской слободе, в конце 1860-х основал на улице Набережной (нынешней Максима Горького) маслобойку, а в октябре 1875 открыл на ее месте одну из первых в Самаре паровых мельниц.
Видимо, мукомольный бизнес пошел успешно, так как в 1893-м году Павел Михайлович решил производство муки на своем предприятии расширить. По его распоряжению директор Самарского механического завода Готхард Карлович Бенке запросил в у городских разрешение на строительство 5-этажного каменного корпуса мельницы на улице Набережной – однако в Управу посыпались возражения от жильцов прилегающих домов. Соседи опасались пожаров, не желали производственного шума и лошадиных запахов от подвод, доставляющих зерно. Чиновники, однако, в предвкушении грядущих налоговых поступлений, создании новых рабочих мест и прочих благ для города, решили предпринимателю препятствий не чинить. Жалобщикам же было указано, что мельница на указанном месте работает давным-давно.
Новое мукомольное предприятие, оснащенное по последнему слову техники, стало одним из крупнейших в Поволжье и вошло в списки лучших мельниц Российской империи, построенных в 1903-м году.
Внешний облик предприятие так же имело достойный. Массивное пятиэтажное производственное здание можно считать образцом промышленной архитектуры начала 20-го века. Композиционная разбивка по вертикали на три части пилястрами позволила избежать монотонности , а сочетание яркой охры с белыми элементами декора сделало фасад достаточно нарядным. Углы традиционно фланкированы пилястрами – рустованными в уровне двух нижних этажей, оформленными высокими вертикальными нишами в третьем и четвертом и гладкими «двухслойными» с зубчатым краем в пятом.
Горизонтальное членение выполнено профилированными междуэтажными карнизными поясами: между вторым и третьим этажами с частыми зубцами-дентикулами, между четвертым и пятым над зубчатым поясом проходит ряд поребрика высотой в три кирпича и гладкая тяга такой же ширины. Венчающий карниз над пятым этажом опирался на кронштейны.
Каждый этаж имел свое оформление окон. Проемы первого этажа с клинчатыми лучковыми перемычками вписаны в прямоугольное обрамление по типу «брамантова окна, прямоугольные окна второго этажа обрамлены тянутыми наличниками подоконными нишами. В проемы верхних этажей возвращаются клинчатые лучковые перемычки, подоконные фартуки с валиком четвертого этажа выложены фигурной кладкой. Наиболее щедро декорирован уровень пятого этажа – клинчатые перемычки обрамлены рельефными тягами, соединенными в междуоконных простенках пояском в уровне пят перемычек, между окнами и фризом проходит широкий пояс зубчатой кирпичной выкладки.
Главным предприятием потомственного почетного гражданина Самары, коммерции советника Павла Журавлева считается, конечно, механический завод, на базе которого сформировался в советские годы Средневолжский станкостроительный завод. Основанный в 1976-м году инженером Г.К. Бенке, выпускал оборудование для сельского хозяйства и мельниц. Шло дело неплохо, трудились на заводе свыше 400 рабочих. Именно с подачи П.М. Журавлева, ставшего совладельцем, завод начал осваивать ремонт пароходов и их постройку.
13 мая 1885-го года состоялись торжества по случаю спуска на воду парохода, построенного в Самаре и названного «Первый». Правда, на Волге к этому времени хватало судостроительных предприятий со сложившейся репутацией, деловые люди с заказами на самарский завод не спешили и финансировать строительство кораблей приходилось самим владельцам.
В последние годы жизни Журавлева дела на заводе шли не блестяще – построенный им пароходы «Вера», «Надежда» и «Любовь» из-за конструктивных недочетов пришлось продать по низкой цене. Скончался Павел Михайлович 10 августа 1902-го года в возрасте 88 лет, похоронен был на кладбище Иверского монастыря. Мельница, завод и многочисленная недвижимость перешли в руки наследников – жены и пятерых детей - самой известной из которых стала старшая дочь, Александра Павловна Журавлева-Курлина, сполна унаследовавшая предпринимательский талант и деловую хватку отца. Другая дочь, Екатерина, была замужем за сыном крупного предпринимателя-мукомола Николая Емельяновича Башкирова Федором.
Сыновья Иван, Константин и Владимир основали торговый дом «Наследники П.М. Журавлёва и К°», управление мельницей передали компаньонам, за собой оставили управление заводом. Построили по заказу Западно-Сибирского пароходства пароходы «Товарпар» и «Комета», продолжали производить сельхозтехнику. Однако из-за случившейся засухи и неурожая оплатить заказы покупатели не смогли, а толчком к окончательному закрытию стали события 1905-1907 годов. Самара, таким образом, спустя четверть века перестала быть центром волжского судостроения.
Мельница оставалась в собственности семьи до революции и работала до 1918-го года. Как писал краевед Константин Головкина в 1925-м году, «…мельница Журавлева, на Казанской улице между Предтеченской и Льва Толстого … в этом году сгорела и не восстановлена». Позднее добротное капитальное здание было таки возвращено к жизни, в 1958-м году надстроено шестым этажом превращено в жилой дом для работников завода клапанов.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете