Хотя название улицы Стара Загора и связано с историческими событиями более чем вековой давности, пролегает она вдалеке от исторического центра Самары и центральной считается для номерных микрорайонов, поднявшихся в 70-е.
При этом на перекрестке с Ново-Вокзальной среди высотной застройки находится настоящая купеческая дореволюционная дача - окруженная мощными дубами, с колонными портиками, коваными наружными лестницами и ограждениями террас.
Огромная угловая веранда второго этажа позже была зачем-то полностью остеклена – это красоты не добавило, а первоначальный облик существенно исказило – но трехэтажный особнячок в глубине сквера по-прежнему служит напоминанием о дачной жизни района, называвшегося Томашев Колок.
Владельцем дачи был купец первой гильдии Павел Михайлович Журавлев.Карьерный путь его традиционен для первого поколения самарского купечества. Выходец из крестьян Ярославской губернии переселился в Самару в середине 19-го века, начал с зерноторговли, позже построил одну из первых паровых мельниц в городе на Казанской (нынешний адрес – А. Толстого, 128).
Главным промышленным предприятием Павла Журавлева был механический завод, на 25 лет ставший центром волжского судостроения и до 1917-го года спустивший на воду почти 40 буксирных и пассажирских пароходов.
Что касается общественной деятельности – в ней Павел Михайлович особо не преуспел, в отличие от других представителей крупного бизнеса. Хотя тоже был активным благотворителем – финансировал больницы, приюты и богоугодные заведения. Интересная деталь – имея немало коммерческой недвижимости, сам всю жизнь прожил в в деревянном доме на берегу Самарки.
Личная жизнь не вполне соответствовала патриархальным купеческим нравам – уже в преклонных годах сочетался браком со служившей у него долгие годы Пелагеей Криволаповой и усыновил-удочерил пятерых ее детей. Одна из дочерей – Александра – вышедшая замуж за Александра Георгиевича Курлина, стала едва ли не самой известной дореволюционной жительницей Самары благодаря красоте, уму, деловой хватке и своему знаменитому особняку.
Дача Журавлева в Томашевом Колке была не просто местом отдыха среди садов – здесь действовала кумысолечебница. По сообщениям тогдашней прессы, «В 1865 году почетный гражданин П. М. Журавлев устроил кумысное заведение на своей прекрасной даче, в 10 верстах от Самары (Томашев Колок), окруженной густою растительностью и переполненной множеством цветов. По подобию и образцу ранее открытых кумысолечебниц доктора В.Н.Постникова и купца Е. Н .Аннаева».
В следующей заметке сообщалось, что «П.М. Журавлев 8 квартир своей дачи сдает «кумысникам», и сам производит выделку кумыса по башкирскому образцу».
Вообще судьба семьи Журавлевых оказалась необычным образом связанной с Томашевым Колком . Главным «градообразующим» предприятием этого района стала, как известно, психиатрическая лечебница. Основным видом лечения душевных болезней в те годы была трудотерапия, и с 1889-го года на территории больницы организовали опытное поле, для работ в зимнее время – цветочную оранжерею, позже – столярную, корзиночную и сапожную мастерские. Павел Журавлев профинансировал создание «производственных мощностей», а при строительство по инициативе земства храма при больнице пожертвовал еще 5 тысяч рублей.
В 1895-м уже его дочь Александра зять – миллионер и меценат Александр Курлин на собственные средства построили в Томашевом Колке специальный павильон для интеллигенции, обставив его венской мебелью.
А 13 лет спустя, в январе 1908 года самарский Сиротский суд рассматривал дело «Об имении душевнобольного почетного гражданина А.Г. Курлина, поступившего в опеку по душевной болезни». Волей судьбы павильон для психически нездоровой интеллигенции Александр Георгиевич Курлин построил на собственные деньги как бы и для себя самого. Именно здесь он и провел последние годы.
После революции на дачу, включавшую в себя мастерские, конюшню и оранжерею с паровым отоплением, заселилось новое учреждение - Совхоз общества друзей беспризорного ребенка.
Городские газеты в 1925-м году сообщили, что «В дачах, недавно принадлежавших самарскому купцу Журавлеву, среди густого яблоневого и вишневого сада размещены беспризорные и больные дети, подобранные с городских улиц», а «первый выращенный в оранжерее персик благодарные советской власти дети отправили в подарок в Кремль Надежде Крупской».
Затем в стенах усадьбы разместилось детское отделение психиатрической больницы, после его переезда в начале 90-х здание опустело и несколько лет стояло заброшенным.
Потом бывшая дача перешла в частную собственность, ожила и восстановилась – правда, ценой сильного искажения первоначального вида. Была в 1992-м признана памятником архитектуры регионального значения, стоит в окружении вековых дубов, напоминает о былых временах.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете