Найти тему

В Самару! "Кадровая политика" мельницы Соколовых и ее же "процесс естественного старения"

Хлебной столицей на рубеже прошлого и позапрошлого веков Самара стала не случайно. На юге и юго-востоке от нее простирались обширные степи, и во второй половине 19-го столетия сюда потянулось крестьянство из малоземельных губерний России и Малороссии, о чем и сейчас напоминают названия сел – Черниговка, Тамбовка, Пензяковка, Украинка.

В свое время было передовое предприятие
В свое время было передовое предприятие

Выращенный богатый урожай крестьяне по зиме, с установлением санного пути, везли в Самару. По описаниям современников, зимой на Хлебную площадь съезжалось столько подвод, что между ними и собака не могла пролезть, зато активно перемещались мельничные приказчики-оптовики.

-2

Владельцами крупных паровых мельниц были многие известные в городе фамилии – Журавлевы, Субботины, Башкировы, Боберманы. А крупнейшая принадлежала отцу и сыну Соколовым. Яков Гаврилович Соколов, выходец из Владимирской губернии, до переезда в Самарскую губернию уже владел мукомольными предприятиями под Саратовом, в Бузулукском уезде и Сорочинске, где на его мельнице вырабатывалось 30(!) сортов муки. Так что в Самару он пришел вовсе не в лаптях, как иногда пишут, а располагая соответствующим опытом и капиталом.

-3

В 1905-м году вместе с сыном Иваном Яковлевичем принял решение построить мельницу в Самаре, для чего скупил восемь участков с амбарами и дворовыми постройками в самом выгодном и удобном месте - между Хлебной площадью и берегом Самарки.

Доминанта ансамбля - кирпичная дымовая труба
Доминанта ансамбля - кирпичная дымовая труба

10-го февраля 1905-го года подали прошение о разрешении на постройку «каменной паровой вальцевой крупчатой мельницы в г. Самаре, на приобретенном ими месте в первой части Самары, в 1-м квартале» и обратились к тогдашнему губернскому архитектору Платону Шаманскому с предложением о проектировании и наблюдении за строительством мельницы.

Бронзовый бюст Якова Григорьевича Соколова был установлен возле построенной им для города богадельни. Скульптор  - Вадим фон Ретлингер, автор бюста Пушкина в Народном доме
Бронзовый бюст Якова Григорьевича Соколова был установлен возле построенной им для города богадельни. Скульптор - Вадим фон Ретлингер, автор бюста Пушкина в Народном доме

Для Платона Шаманского, больше известного как автор театра-цирка "Олимп" - прообраза нынешней филармонии - мельница Соколовых стала самой масштабной работой. В соответствии с проектом , мельничный комплекс по форме вписывался в прямоугольник и включал в себя основной шестиэтажный корпус с пристроями, склады, котельную, каменные амбары, дома с квартирами служащих. В архитектурном решении использовался традиционный для промышленного предприятия «кирпичный стиль» с умеренным включением белого декора. Ряды оконных проемов с лучковыми перемычками оформлены сандриками с зубчиками, такими же зубчиками декорирован карнизный пояс. Углы здания акцентированы лопатками, торцы завершены треугольными щипцами с парапетной стенкой, а круглые окна-люкарны – полукруглыми наличниками с замковыми камнями.

Собственный дом Соколовых на пересечении Венцека и Молодогвардейской - тоже в затянувшемся ожидании обещанной реставрации
Собственный дом Соколовых на пересечении Венцека и Молодогвардейской - тоже в затянувшемся ожидании обещанной реставрации

Иллюминаторы в крыше служили для дополнительного освещения и вентиляции, все междуэтажные перекрытия были "несгораемыми" - железобетонными. Оформление вспомогательных строений аналогично главному корпусу, а доминантой всего ансамбля служила каменная дымовая труба на восьмигранном основании. Возведение мельничного комплекса заняло всего один строительный сезон, и к осени 1906-го он был готов к эксплуатации. Для доставки зерна к мельнице Соколовы проложили железную дорогу, служившую и для доставки горючего с нефтебазы компании Нобеля на речной стрелке.

Деталь интерьера
Деталь интерьера

Понятно, что концентрация мукомольных предприятий в одном месте приводила к столкновению интересов и жесткой конкуренции – но товарищество отца и сына Соколовых, несмотря на зависть и происки прочих воротил хлебного бизнеса, процветало. Успех обеспечивали удачный выбор места, подбор руководителей и служащих и их материальная заинтересованность, дисциплина производства, качество и грамотная реализация.

мельница поработала под разными названиями
мельница поработала под разными названиями

Несколько слов хочется сказать о «кадровой политике». Служащим мельницы предоставлялось бесплатные квартиры со всеми тогдашними удобствами. Сегодняшний жилой дом на улице князя Григория Засекина,7 – это бывший дом служащих мельницы Соколовых. Первый этаж раньше занимали контора приказчика, мучная лавка с подсобкой, мыльная и парильная с раздевалкой, а второй и третий этажи – огромные квартиры с отоплением от собственной котельной. Проживали в них инженеры, машинисты и самые главные сотрудники – специалисты по закупке зерна, то есть тогдашний топ-менеджмент.

В августе 1999-го предприятие еще работало
В августе 1999-го предприятие еще работало

Соколовы настолько трепетно относились к ценным служащим, что ходатайствовали перед Биржевым комитетом о присвоении их многолетним сотрудникам звания личных почетных граждан Самары. История сохранила имя центральной фигуры – управляющего Афанасия Кузьмича Злобина, которого на мельнице уважали и «боялись, как огня». Когда один из хозяйских сыновей решил сам проводить оптовую закупку зерна, Злобин , посмотрев на закупленные образцы, велел будущему хозяину больше этим не заниматься!

Красота и мощь, противостоящая времени
Красота и мощь, противостоящая времени

После революции мельница Соколовых сменила владельцев и несколько названий, продолжая при этом развиваться и модернизироваться. К концу 70-х обзавелась даже уникальным элеватором вертикального типа. До столетнего юбилея успешной работы оставалось всего несколько лет - но перед наступлением 2000-х предприятие остановилось . Причины? Как говорят – «процесс естественного старения»!

Одно из предложений по использованию территории мельничного комплекса
Одно из предложений по использованию территории мельничного комплекса

Современного применения объекту исторического наследия пока не найдено, и поступают тревожные сигналы о возможном сносе промышленного памятника. Есть предложения по организации здесь центра современного искусства, включающего все направления и, таким образом, претендующего на роль городской культурной и туристической доминанты.

Жизнь теплится за счет немногочисленных мелких арендаторов
Жизнь теплится за счет немногочисленных мелких арендаторов

Удачной попыткой в этом направлении можно считать проведение здесь фестиваля «Артполис» в 2009-м году – но дальше этого дело пока не пошло. Главное препятствие– отсутствие финансового обеспечения

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете