49,4K подписчиков

Первые две тысячи – решающие. Почему обкатка по-прежнему нужна

8K прочитали
«Современным машинам обкатка не нужна» – это от создателей «можно не греть» и «масло в АКПП залито на весь срок службы».

«Современным машинам обкатка не нужна» – это от создателей «можно не греть» и «масло в АКПП залито на весь срок службы». Рассказываем, почему бережный режим эксплуатации все же требуется, как осуществляется и когда он может понадобиться подержанному автомобилю.

Зачем нужна обкатка?

Каким бы точным ни было изготовление и обработка деталей, они все равно имеют микроскопические неровности и шероховатости. На притирку, в процессе которой детали находят оптимальное взаимное расположение, а их поверхности выравниваются, требуется определенное время, и в этот период лучше исключить повышенные нагрузки для двигателя, чтобы предотвратить, например, разрыв масляной пленки и работу «на сухую» вкладышей коленвала и поршневых колец.

В далеком прошлом изготовленные/отремонтированные по старым технологиям и с большими допусками по комплектующим моторы вообще требовали специальных мероприятий по обкатке с применением дополнительных присадок в масле перед началом основной эксплуатации. Но те времена давно позади, и сейчас обкатка, по крайней мере в массовом автопроме, подразумевает лишь некоторые ограничения первые 1-2 тыс. км. Ведь качество изготовления деталей, производственные процессы, те же масла, наконец, уже совсем другие.

«Современным машинам обкатка не нужна» – это от создателей «можно не греть» и «масло в АКПП залито на весь срок службы».-2

Кстати, работающие с новыми автомобилями сервисмены отмечают определенные закономерности. Во-первых, автомобили некоторых марок начинают «ехать» лишь после 10-15 тыс. км пробега, примерно к этой отметке постепенно снижается расход топлива, а в случае с некоторыми двигателями и расход масла на угар. Во-вторых, по некоторым наблюдениям легче и лучше двигатель начинает работать как раз после первой смены масла – судя по всему, в том, что залито по заводу, также могут иметься дополнительные обкаточные присадки.

Помните, как в 1990-х «Лады» своим ходом гоняли из других городов? Они новенькие, еще не «протянутые» (специфика российского автопрома тех лет, когда ответственный болтовой крепеж стоило перепроверять и «пережимать»), а перегонщики встанут на трассу, нажмут 100-120 км/ч и летят. Кому какое дело, что там с ними через 5-10 лет будет?

Дилеры некоторых марок до сих практикуют так называемое «нулевое ТО» со сменой масла и масляного фильтра по окончании периода обкатки. Некоторые считают это в лучшем случае перестраховкой, в худшем – банальном желанием заработать на привязанном к фирменному сервису гарантией покупателе.

С точки зрения современной практики такой подход выглядит устаревшим. С другой стороны, в Европе производители, сражаясь за покупателя, декларируют снижение расходов на обслуживание – отсюда увеличенные до 30 тыс. км межсервисные интервалы и заявления, что масло в автоматической трансмиссии можно не менять.

Забота об экологии приводит к рекомендациям начинать движение сразу же после запуска двигателя, а двигаться предлагается на высокой передаче и малых оборотах двигателя – так подсказывает бортовой компьютер на «механике», а автоматическая коробка сама выбирает ступень повыше, и неважно, что мотор при этом может работать в натяг. Система Старт/Сстоп заглушит турбомотор на время остановки, даже если вы только что «отжигали» по полной.

Как признают сами сервисмены, в большинстве случаев нет объективной возможности установить прямую взаимосвязь между качеством обкатки и дальнейшим техническим состоянием и надежностью двигателя, расходом топлива или масла. Но как раз от того, в каком режиме проезжаются первые тысячи километров, может зависеть, насколько «удачным» окажется мотор.

Ресурса «железа» первому покупателю при такой эксплуатации точно хватит, а кого волнуют проблемы следующих? Так что регламент обслуживания или рекомендации производителя далеко не всегда имеют под собой стремление обеспечить максимальный ресурс, там могут быть и другие соображения. Но рекомендация первые несколько тысяч водить новый автомобиль в щадящем режиме выглядит вполне логично.

Как производится обкатка нового автомобиля

Рекомендации могут отличаться от марки к марке и даже быть разными для отдельных моделей (например, с форсированными двигателями требования обычно жестче), но суть всех предписаний примерно одна и та же и сводится к тому, чтобы исключить повышенные нагрузки первые несколько тысяч километров.

«Современным машинам обкатка не нужна» – это от создателей «можно не греть» и «масло в АКПП залито на весь срок службы».-3

Пробег также может отличаться, а еще встречаются рекомендации ступенчатого повышения нагрузки. Например, до 1000 км она должна быть минимальной, затем при пробеге 1000-1500 ее можно немного увеличить, а все ограничения снимаются после 1500-2000 км. Универсальное правило: до первой тысячи на одометре ездить максимально плавно и аккуратно, затем постепенно повышать нагрузку, но на «максимум» выходить после 3000 км.

Одно из основных ограничений – по оборотам. Обычно мотор нельзя «крутить» более чем на 2/3 от максимальны оборотов, хотя встречаются и более конкретные цифры (например, не более 3000 об/мин для бензиновых моторов и не более 2500 об/мин для дизельных). Также до 2/3 или 90-100 км/ч ограничена скорость движения.

Еще важно не допускать повышенной нагрузки на двигатель. В качестве примеров таковой производители приводят резкие разгоны, пробуксовку, буксировку, длительное движение в гору. При этом в редком руководстве по эксплуатации указывается, что повышенные нагрузки двигатель испытывает также при разгоне на слишком высокой передаче со слишком малыми оборотами (та самая езда в натяг), а режим работы на холостых оборотах также является для него тяжелым, так что длительно такие экзекуции лучше не устраивать.

«Современным машинам обкатка не нужна» – это от создателей «можно не греть» и «масло в АКПП залито на весь срок службы».-4

Наконец, в идеале обкатку лучше проводить не на городских улицах, а на загородной трассе. Причем это не означает постоянного движения с устоявшейся скоростью – такой режим надо чередовать с плавными разгонами и замедлениями. Но торможение двигателем, по крайней мере активное, также считается нежелательным, так что его лучше не применять.

На самом деле обкатки требует не только мотор, но и остальные агрегаты и узлы, в которых имеются движущиеся и трущиеся детали, – коробка передач, тормоза, рулевое управление и т.д. Даже шины по-хорошему требуют пары сотен километров аккуратной езды из-за слоя технологической смазки, а шипы так и вовсе надо прикатывать. Но если вы ездите аккуратно ради двигателя, то попутно щадите и все остальное.

Обкатка после ремонта

После капитального ремонта и даже ограниченного объема работ, затрагивающих замену ключевых деталей двигателя (например, поршневых колец или вкладышей коленвала), также требуется обкатка. Причем она важна даже в большей мере, чем в случае с новым агрегатом, ведь допуски ремонтных деталей и качество ремонта могут уступать заводской сборке из ОЕМ-компонентов. Тем более потребуется притирка пары «новая – старая деталь», поскольку последняя может иметь определенную выработку, пусть даже попадающую в допуск.

«Современным машинам обкатка не нужна» – это от создателей «можно не греть» и «масло в АКПП залито на весь срок службы».-5

Кроме того, обкатка после ремонта носит еще и функцию тестовой/контрольной: если имеются какие-то проблемы по части деталей или сборки, снижаются риски капитального повреждения агрегата, поскольку он работает в щадящем режиме.

Здесь самое время сказать, что обкатка бывает холодной (с принудительным вращением коленвала от внешнего источника без сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах) и горячей (полноценный рабочий процесс, но в ограниченных по времени и условиям режимах).

Так, после капитального ремонта или, например, сборки спортивного двигателя имеет смысл делать холодную обкатку на стенде – это сводит к минимуму все риски и позволяет полностью контролировать процесс. Проблема – в доступе к оборудованию и стоимости его аренды, поэтому те же «гаражники» часто применяют холодную обкатку в движении: двигатель устанавливается на автомобиль, а тот на буксире (в идеале на жесткой сцепке) двигается на третьей передаче за тягачом без включения зажигания.

Горячая обкатка также бывает двух видов. Первый – кратковременная работа двигателя (на автомобиле или на стенде) на холостых оборотах с контролем температуры и (при возможности и необходимости) прочих параметров: давления масла, выхлопных газов. Второй вид горячей обкатки – это естественная эксплуатация с рядом ограничений по нагрузкам. Да-да, это и есть тот режим, который задается для нового автомобиля.

Помните нашу Sierra за 200$? После того, как мы откапиталили мотор, но еще не установили турбонаддув, мы бережно обкатывали ее до пробега 1500 км, лишь затем начали понемногу добавлять обороты и нагрузку. До 500 км двигатель был явно «тугой», вентиляторы системы охлаждения почти не выключались. Затем автомобиль поехал веселее. Постепенно снижался расход, правда, он зависел еще и от настройки ЭБУ. Всего я проехал на «Сырнике» 23 тыс. км – и мотор масло не расходовал! А затем он ушел в любительский дрифт, на него ставили большие турбины, «наваливали боком», а двигатель выдержал! Потому что был хорошо собран и аккуратно обкатан.

Вариант обкатки, дополнительные условия, продолжительность и сроки замены зависят от объема и вида выполненных работ. Например, после капитального ремонта обычно выполняют многократную замену масла, например, каждые 500 км до пробега 2000 км. Или по схеме 500/1500/3000 км пробега. Тут уже зависит от того, каких технологий и регламентов придерживаются мастера.

Наш вердикт

Если вы покупаете подержанный автомобиль, то вряд ли будете знать, как его обкатывали в самом начале. И тут остается лишь полагаться на благоразумность первого владельца. Если же вы сами – тот счастливчик, который накатывает первые километры, делайте это грамотно, без насилия над техникой. Со временем она вам только спасибо скажет. Ведь ресурса вам точно хватит, а вот мощность, топливная экономичность, тот же пресловутый масложор – это то, что вы задаете на первых тысячах пробега.

Материал сайта abw.by