Найти в Дзене
Василина

Основные права потребителей при покупках в Интернет-магазинах

Популярные Интернет-магазины
Популярные Интернет-магазины

В настоящее время заказы в интернете становятся все более обычным делом. Граждане все чаще делают свой выбор в пользу онлайн покупок, так как это удобно, а еще экономит время, силы и деньги. Несмотря на все преимущества дистанционной торговли, никто не застрахован от неправомерного действия продавцов, но зная свои права можно предотвратить это.

Дистанционную торговлю регулируют 3 нормативно-правовых документа:

° Гражданский кодекс Российской Федерации;
° Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ «О защите прав потребителей») (в редакции от 05.12.2022);
° Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. №2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 2463).

Таким образом, согласно действующему законодательству потребитель, покупая товары через Интернет, имеет следующие права:

• на достоверную и точную информацию о приобретаемом товаре, а также о его продавце (изготовителе);

До совершения покупки товара потребителю должна быть предоставлена продавцом полная информация: о потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании изготовителя, о цене и условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

• на покупку товара качества, соответствующего характеристикам и безопасного для здоровья и жизни покупателя жизни и окружающей среды;

Согласно ст.4 Закона «О защите прав потребителей» продавец должен отдать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, которая была представлена потребителю при заключении сделки.

По общему правилу, если потребитель обнаружил в товаре, приобретенном дистанционным путем, недостаток, при условии, что это не было оговорено продавцом, имеет право по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств за товар;

- требовать замены на точно такой же товар (этой же марки, модели, артикула);

- требовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула), но с условием перерасчета покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать срочного и бесплатного исправления недостатков товара или возмещения расходов на их исправление третьим лицом или самим потребителем;

Покупатель может требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за продажи товара, качество которого не соответствует заявленным данным.

В случае обнаружения недостатков в технически сложных товарах* действуют особые условия, установленные ст.18 Закона "О защите прав потребителей".

*Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров"

• на отказ от товара надлежащего качества;

Покупатель может отказаться от товара* в течении 7 дней с момента получения заказа (причины возврата могут быть любыми). Но только в том случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства и документ, подтверждающий факт и условия покупки товара у продавца (если документ утерян, то можно ссылаться на другие доказательства покупки товара).

Продавец обязан вернуть покупателю деньги, уплаченные за товар в течении 10 дней с момента предъявления требований (кроме расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара).

*Нельзя отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства.( п.4 ст. 26.1 Закона "О защите прав потребителей")

• на доставку товара в определенно установленный срок.

Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец не выполнил обязанность и не доставил заказ в определенно установленный срок, то покупатель может требовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков. В случае нарушения сроков доставки продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Уважаемые читатели, будьте осторожны и внимательны, покупая товары в Интернет-магазинах. Выбирайте только проверенных продавцов и магазины. Обращайте внимание на описание товаров, а также читайте отзывы перед покупкой, чтобы не попасть в неприятные ситуации. Если у вас возникли трудности с товаром, с его доставкой или возвратом, то обращайтесь в службу поддержки Интернет-магазина, напрямую к продавцу. Не забывайте, что можете прибегнуть к помощи муниципальных органов власти или Роспотребнадзора, при необходимости обратиться в суд. Желаю Вам удачных покупок!